Рейтинговые действия, 30.04.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Карелия на уровне ruВВВ-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 30 апреля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Республика Карелия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. В экономике региона определяющую роль играет промышленность, которая составляет более трети валового регионального продукта. Наибольший вес в отраслевой структуре имеют добыча полезных ископаемых (18,8%), обрабатывающие производства (18,4%), транспортировка и хранение (9,4%). Регион имеет высокую обеспеченность природными ресурсами и широкую промышленную базу, которая включает в себя лесо- и горнопромышленный комплекс, пищевую промышленность, металлообработку, производство машин, транспортных средств и оборудования.

Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: по оценочным данным, объем ВРП в 2020 году составил 340 млрд рублей, что в действующих ценах на 4,6% выше уровня 2019 года. Индекс физического объёма выпускаемой продукции составил 102,2 % к 2019 году. ВРП на душу населения в 2020 году по оценочным данным составил 556 тыс. рублей, увеличившись на 5,3 % к уровню 2019 года. В 2019 году, благодаря успешной реализации мер активной политики занятости, региону удалось снизить уровень безработицы до 7,4%, что стало самым низким значением с 2013 года. В 2020 году, из-за коронавирусной пандемии, уровень безработицы снова вырос до 8,7%, как в 2018 году. По итогам 2021 года прогнозируется снижение уровня безработицы до 8,3%.

К сдерживающим факторам агентство относит негативную динамику численности населения региона и невысокую долю трудоспособного населения. Сокращение численности за последние пять лет составило 20,8 тыс. человек, главным образом, по причине естественной убыли. По состоянию на 01.01.2021 численность населения составила 609,1 тыс. человек, коэффициент демографической нагрузки – 0,803.

Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 45,6 млрд рублей, что на 11,4% больше, чем в 2019 году в действующих ценах. Отношение указанных инвестиций к ВРП за последние три года составило 13%. Рост инвестиционной активности со стороны крупного и среднего бизнеса отмечен в сфере добычи полезных ископаемых, обработки древесины и производства изделий из дерева, строительства, деятельности в области информации и связи.  Среди наиболее значимых инвестиционных проектов – второй этап реконструкции с целью повышения производительности АО «Сегежский ЦБК», действующего в составе одного из крупнейших российских лесопромышленных холдингов, с объёмом капиталовложений до 2022 года порядка 7 млрд рублей. В регионе созданы три территории опережающего социально-экономического развития – «Надвоицы», «Кондопога» и «Костомукша». В 2021 году объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) планируется на уровне 49 млрд рублей в сопоставимых ценах.

Степень автономности бюджета региона оценивается сдержанно. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общих доходах республиканского бюджета за 2020 год составила 44,8%, что на 9,4 п. п. ниже, чем за предшествующий год, что обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на 8,9 млрд рублей (+38%) при небольшом снижении налоговых и неналоговых доходов на 0,6 млрд рублей (-2,3%). Рост трансфертов связан с оказанием финансовой поддержки региональному бюджету из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. На сокращении объемов ННД преимущественно сказалось падение поступлений по налогу на прибыль организаций на 3,1 млрд рублей, или на 38,0% к 2019 году. Наибольшее снижение поступлений по налогу отмечается по крупнейшим предприятиям республики, осуществляющим деятельность в лесо- и горнопромышленном комплексах. В частности, по крупнейшему налогоплательщику – ПАО «Северсталь» – поступление в 2020 году по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 39,1% в связи с неблагоприятной конъюнктурой рынка. С другой стороны, поступления крупнейшего доходного источника – НДФЛ – возросли по сравнению с 2019 годом на 10,2%. Увеличение было поддержано ростом оплаты труда, повышением размера минимальной оплаты труда, выплатами стимулирующего характера в период пандемии COVID-19. Рост налоговых поступлений в бюджет за 2020 год был отмечен также по акцизам на 49,0%, что связано с перераспределением поступлений по доходам от уплаты на нефтепродукты в пользу бюджетов субъектов РФ. По итогам 2021 года, при постепенном восстановлении экономики, ожидается возвращение доли ННД к докризисному уровню с ростом на 8,6% относительно 2020 года до 29,5 млрд рублей.

В структуре безвозмездных поступлений из федерального бюджета наибольший рост отмечался по субсидиям (в два раза), полученным на софинансирование расходных обязательств региона по социальным направлениям.  Также ощутимо увеличились иные межбюджетные трансферты – в 1,7 раза. Доля дотаций в структуре безвозмездных поступлений в 2020 году, напротив, снизилась с 55,7% до 43,8%, при этом в абсолютном выражении рост дотаций составил 1,1 млрд рублей.

Расходы региона в 2020 году выросли на 34,5% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансирование социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено порядка 40 млрд рублей, или 60% всех расходов региона. Наибольшим было увеличение расходов по здравоохранению (в 2,4 раза), а их удельный вес в расходах республиканского бюджета вырос с 5 до 13% в 2020 году. С учетом средств федерального бюджета 5,9 млрд рублей было направлено на реализацию мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Гибкость расходов регионального бюджета оценивается позитивно: доля капитальных вложений в расходах за 2020 год составила 16,7%.

Бюджет региона исполнялся с дефицитом за исключением 2018-2019 годов. По итогам 2020 года дефицит бюджета составил 25,9% ННД. В 2021 году исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 4,9 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут служить коммерческие заимствования, а также остатки средств на счёте бюджета, сформировавшиеся на конец 2020 года.

Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 88,1%, увеличившись на 20 п. п. за год, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Долг на 01.01.2021 г. составил 23,9 млрд рублей, увеличившись на 5,0 млрд рублей по сравнению с 01.01.2020 г. Основной причиной увеличения долга в 2020 году явилось финансирование дефицита регионального бюджета. Структура долгового портфеля представлена бюджетными и коммерческими кредитами, которые формируют 46% и 45% долгового портфеля соответственно, на долю облигаций пришлось 8%, остальная часть долга представлена госгарантиями. Высокая доля бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля и не превышающие 5,25% годовых банковских кредитов способствовали умеренно низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 2,0% за 2020 год. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренная концентрация на одном кредиторе (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2021 составляет 44,2%) и умеренно высокая доля короткого долга (в течение 12 месяцев от 01.01.2021 погашению подлежит 24,2% долга). Агентство отмечает достаточную ликвидность бюджета региона, обеспечиваемую свободными остатками на счетах, доступом к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям в банках.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 60,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 67,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 06.11.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023