Рейтинговые действия, 09.09.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Воронежской области на уровне ruАА
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 9 сентября 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Воронежской области на уровне ruАА. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Воронежская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. Экономика области имеет диверсифицированную индустриально-аграрную структуру. В составе промышленности преобладают машиностроение, электроэнергетика, химическая индустрия и отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Область является крупным поставщиком сельскохозяйственной продукции: производит зерно, в основном, пшеницу, сахарную свеклу, подсолнечник и другие технические культуры, картофель и овощи. По итогам 2019 года, по валовому производству сельхозпродукции область заняла 5 место в рейтинге субъектов РФ.

Социально-экономическое положение региона оценивается агентство позитивно. Объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 1,0 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,5% выше уровня 2018 года. Индекс промышленного производства за январь-июнь 2020 года продемонстрировал рост к аналогичному периоду 2019 года и составил 110,0%. При этом стоит отметить, что в январе-июне 2019 года индекс промышленного производства составлял 103,6% к январю-июню 2018 года.  Высоким уровнем характеризуются показатели благосостояния, что положительно влияет на рейтинговую оценку: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 430,7 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,2%, отношений инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за 3 периода – 26,9 %. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на протяжении последних трех лет остается на довольно высоком уровне, за 2019 год он составил 274,8 млрд рублей. В области реализуются крупные инвестиционные проекты в сфере промышленности, сельского хозяйства, стройиндустрии, транспорта, логистики регионального и межрегионального значения. На территории региона действуют ТОСЭР «Павловск», ОЭЗ ППТ «Центр», индустриальные парки «Масловский», «Бобровский», «Лискинский», «Перспектива», «Воронеж». Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка. На 01.01.2020 численность населения региона составила 2324,2 тыс. человек. Уровень демографической нагрузки оценивается в размере 0,8. Сокращение численности населения Воронежской области в последние три года происходит на фоне убыли роста рождаемости, в связи с вхождением в фертильный возраст женщин родившихся в период 90-х годов ХХ века.

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета области по итогам 2019 года составила 70,8%, что на 1,9 п.п. ниже уровня 2018 года. В 2020 году ожидается снижение доли примерно на 4,0 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на прибыль организаций – 30,3%, налог на доходы физических лиц – 33,0%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно высокая: доля крупнейшего налогоплательщика – компаний, входящих в структуру Госкорпорации «Росатом» –  составила 7,7%. За шесть месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе трансферты из федерального бюджета в 1,6 раза, ННД на 5,3%. В структуре ННД наблюдается рост почти по всем бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+16,0%), что связано со значительным увеличением поступлений от одного из крупнейших налогоплательщиков региона. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,1 раза) и дотациям (в 1,6 раза). Рост обусловлен увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. По итогам 2020 года ожидается увеличение доходов бюджета почти на 9,2%, что вызвано в основном планируемым ростом трансфертов из федерального бюджета более чем на 20%, по ННД ожидается рост поступлений на 4,1%.

Расходы региона в первом полугодии 2020 года выросли на 21,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в январе-июне 2020 года было направлено 39,1 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 21,4%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение, который составил 0,2 п.п. В структуре расходов по итогам первого полугодия 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией общенациональных мер по борьбе с эпидемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным ростом расходов по здравоохранению (в 2,2 раза) в январе-июне 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 7,5 п.п. Значительное снижение доли наблюдается по образованию и социальной политике, их удельный вес сократился на 5,2 п.п. и 2,7 п.п. соответственно.

Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом, что оказывало позитивное влияние на рейтинговую оценку. В 2020 году прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 6,2 млрд рублей. Источниками финансирования дефицита будут являться остатки собственных средств и средства от продажи акций, увеличение заимствований не ожидается.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2020 оценивается как низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 27,5 млрд рублей, что составляет 32,7% от ННД за предшествующие 12 месяцев. В 2019 году регион снизил объем государственного долга на 3,5 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 5,1 п.п., в том числе из-за роста ННД. По итогам 2020 года долг прогнозируется на уровне 2019 года, изменений в структуре не ожидается. Долговой портфель на 01.01.2020 сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляет 55,7%, бюджетных кредитов – 44,3%. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, внутри года погашаются банковские кредиты. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,5% ННД. Регион имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, доступный запас по кредитным линиям (24,2 млрд рублей на горизонте 12 мес. после 01.07.2020).  

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 118,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 115,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Воронежской области был впервые опубликован 19.03.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.03.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамент финансов Воронежской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Воронежской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Воронежской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Прогноз уже не там: Минэк назвал регионы с наибольшим ростом экономики

Известия

Самые высокие темпы роста валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2021 года будут зафиксированы в Челябинской области, Ямало-Ненецком автономном округе и Якутии — они составят от 6,7% до 10,2%. Об этом говорится в прогнозе социально-экономического развития Минэка на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. В дальнейшем лидеры по приросту изменятся — предполагается, что на горизонте до 2024 года ими станут Чукотский автономный округ и Иркутская область, а худший результат будет демонстрировать Коми — единственный регион, где экономика из года в год может сокращаться. Состав субъектов-лидеров обусловлен сырьевой направленностью их экономик, а также эффектом низкой базы, заявили эксперты.
05.10.2021

Сахалин вышел на первое место по «экономическому здоровью» регионов

РБК

Сахалин по итогам пандемийного 2020 года обогнал Москву в рейтинге «экономического здоровья» регионов по версии рейтингового агентства «Эксперт РА». Москва опустилась на третье место, на втором еще один сырьевой регион — ХМАО
22.06.2021

Правительство решит, что делать с долгами региональных бюджетов

Ведомости

Минфин должен представить свои предложения в среду, 7 апреля
06.04.2021

Аналитики ожидают снижения дефицита бюджетов регионов и роста их долга

Российская газета

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" ожидает в 2021 году снижения совокупного дефицита бюджетов регионов и роста их долговой нагрузки, которая, однако, останется далека от максимумов и будет сопровождаться дальнейшим улучшением структуры долга.
06.04.2021

Интервью Гульназ Галиевой телеканалу Совета Федерации о ситуации в региональных экономиках

Старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева в программе «Актуальное интервью» на телеканале Совета Федерации 30.06.2020