Москва, 4 сентября 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Обувь России» на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Группа компаний «Обувь России» — федеральная розничная компания с головным офисом в Новосибирске, основана в 2003 году. По итогам 2019 года Группа входит в пятерку крупнейших игроков российского обувного рынка, и занимает второе место по числу фирменных магазинов, согласно данным Discovery Research Group.
Рейтинговый анализ проводился по консолидированной МСФО отчетности материнской консолидирующей компании ПАО «ОР». На 30.07.2020 собственная розничная сеть начитывала 851 магазин (175 магазинов работает по франшизе) более чем в 340 городах, что положительно отражается в оценке географии деятельности и создает сильные конкурентные позиции для брендов Группы в сравнении с небольшими игроками на деконцентированном рынке обуви. «Обувь России» управляет магазинами под брендами Westfalika, Rossita, Lisette, Emilia Estra и «Пешеход», а также развивает бренды обуви и одежды для активного образа жизни S-tep, all.go и Snow Guard и владеет двумя обувными фабриками в Новосибирской области.
Агентство ранее консервативно оценивало перспективы роста российского рынка обуви на 2020 год в связи со слабой динамикой роста реальных доходов населения России, однако начавшаяся весной пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры оказали резко негативное влияние на развитие отрасли. Рынок обувного ритейла стал одним из наиболее пострадавших отраслей и в апреле список отраслей российской экономики пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции был расширен, в том числе на розничную торговлю непродовольственными товарами. Соответственно агентство ухудшило оценку перспектив отрасли. При этом сильные конкурентные позиции Группы, ее федеральный масштаб бизнеса и высокая диверсификация линейки товаров и услуг смягчают оценку блока бизнес-рисков.
На 31.12.2019 (далее – «отчетная дата»), по расчетам агентства, отношение долга на отчетную дату к LTM EBITDA составляло 3,5x, а отношение чистого долга к LTM EBITDA – 3,3x, что является повышенным уровнем долговой нагрузки и оказывает давление на рейтинговую оценку. На середину 2020 года по предварительным данным отношение превысило 4х, однако агентство не ожидает значения долг/ EBITDA более 4х по итогам 2020 года. Во втором квартале 2020 года компания провела переговоры с банками-кредиторами, вследствие чего компания существенно снизила размеры выплат процентов и тела долга: по итогам 1 полугодия процентные расходы составили немногим более 281 млн руб., выплаты по телу долга – 750,4 млн руб., по планам Группы во втором полугодии 2020 года процентные расходы также останутся сниженными (для сравнения, процентные расходы по 2019 году составили 1,2 млрд руб.), как и комфортные график погашения долга. Оценка текущей долговой нагрузки также смягчается долгосрочными облигационными выпусками, выпущенными в декабре 2019 года (1 млрд руб.) и августе 2020 года (500 млн руб.), и достаточным объемом долгосрочных невыбранных кредитных линий для рефинансирования краткосрочного долга.
По расчетам агентства, ликвидность Группы находится на высоком уровне. На горизонте 18 месяцев от отчетной даты общий объем доступной ликвидности превышает расходы, необходимые для финансирования своей деятельности и долговых обязательств на временном горизонте 18 месяцев от отчетной даты с учетом выплат дивидендов, что отражается в положительной оценке прогнозной ликвидности. При этом у «Обуви России» есть область маневра в части регулирования объема дивидендных выплат (порядка 0,3 млрд руб.) в случае ухудшения показателей во втором полугодии 2020 года. На отчетную дату компания также поддерживала умеренно высокое значение абсолютной ликвидности и высокий уровень текущей ликвидности: 0,22 и 2,1, соответственно.
С момента проведения IPO в октябре 2017 года компания удвоила розничную сеть и рентабельность оставалась на стабильно высоком уровне. Маржинальность по EBITDA за 2019 год составила 26% против 28% годом ранее, а рентабельность продаж по чистой прибыли (ROS) – 12,4% против 11,7%. Высокая маржинальность Группы оказывает позитивное влияние на рейтинг, даже с учетом снижения показателей по 1 полугодию 2020 года. Консолидированная выручка снизилась на 27,4% за полугодие, однако выручка июля достигла 72% от среднемесячной выручки докризисного первого квартала и 73% от выручки июля 2019 года. При этом сопоставимая выручка like-for-like за 1 полугодие увеличилась на 0,2 п.п., (без учета апреля в связи закрытием магазинов в рамках карантинных мер), по 2019 году составила +5,2 п.п.
Стратегические планы Группы на перспективе ближайших 3-х лет не предусматривают дальнейший рост сети магазинов, основная задача – повысить эффективность уже работающих торговых точек за счет роста конверсии и выручки с квадратного метра. Группа с конца 2019 года концентрируется на диверсификации ассортимента и переформатирования магазинов в мини-универмаги. Компания перешла на работу с поставщиками по модели маркетплейса, для взаимодействия с партнерами запустила онлайн-платформу «Продаем». По данным на конец августа 2020 года, число партнеров превысило 600. В рамках стратегии по интеграции в логистическую инфраструктуру рынка онлайн-торговли компания развивает проекты партнерских пунктов выдачи заказов на базе собственной торговой сети, что позволяет привлечь дополнительный трафик в магазины. Также, следуя концепции магазина как сервисной точки, Группа активно развивает направление финансовых сервисов, включая денежные займы.
Блок корпоративных рисков оказывает поддержку уровню рейтинга. Высоко оцениваются высокая информационная прозрачность Группы, система корпоративного управления с соблюдением прав всех стейкхолдеров и качество организации риск-менеджмента. Из семи членов Совета директоров четыре являются независимыми директорами, что также положительно влияет на рейтинг. В компании действуют департаменты внутреннего аудита и внутреннего контроля, ведется анализ рисков с составлением карты рисков.
Объем активов по консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31.12.2019 составил 28 млрд руб., капитал – 14,5 млрд руб., выручка Группы за 2019 год составила 13,7 млрд руб., чистая прибыль – 1,7 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг ООО «Обувь России» был впервые опубликован 25.09.2008. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.12.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Обувь России», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Обувь России» участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Обувь России» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.