Рейтинговые действия, 24.01.2020

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «Холдинг МСС» на уровне ruAA
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 24 января 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности холдинговой компании «Холдинг МСС» на уровне ruAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ООО «Холдинг МСС» (ХМСС) создано для владения 100% долей в ООО «Магистраль северной столицы» (МСС), частном партнере, заключившим 20 декабря 2012 года соглашение о государственно-частном партнерстве (СГЧП) сроком на 30 лет с Санкт-Петербургом. СГЧП подразумевает строительство и эксплуатацию Западного скоростного диаметра (ЗСД) – частной платной автодороги общего пользования, связавшей северный и южный районы города. Также компания станет держателем 100% субординированного долга МСС.

Рейтинг ХМСС был присвоен с отступлением от действующей методологии присвоения рейтингов кредитоспособности холдинговым компаниям. По мнению агентства, действующая методология не в полной мере оценивает профиль операционных и финансовых рисков компании, созданной для консолидации полного акционерного контроля над МСС и управления её субординированным долгом. При применении методологии агентство может установить паритет между условным рейтинговым классом основного объекта вложений холдинговой компании и рейтингом самой холдинговой компании только при выполнении ряда условий, часть из которых была неприменима в условиях оцениваемой компании. Присвоенный рейтинг отражает условный рейтинговый класс единственного объекта вложений, ООО «Магистраль северной столицы». Агентство обращает внимание, что рейтинг присвоен исходя из структуры сделки в её планируемом виде, и может быть пересмотрен в случае, если структура претерпит существенные изменения.

ХМСС была создана в 4м кв. 2019 года в рамках процедуры оптимизации структуры капитала МСС (в результате чего ставка по старшему долгу была снижена). До начала реализации упоминаемой сделки конечными акционерами МСС являлись Банк ВТБ (ПАО) (ruAAA, стаб.) с долей 50%, Банк ГПБ (АО) (ruAA+, стаб.) с долей 41.5% и Blognot Limited (Кипр) (8.5%). В рамках оптимизации ГПБ реализовал принадлежащую ему долю в капитале МСС, в результате чего доля Blognot увеличилась до 29.2%, а доля нового миноритарного участника – новой холдинговой компании ООО «Дефенсум-Инвест» - составила 21.8%. Доля ВТБ в капитале снизилась на 1% до 49%. Все участники приняли решение о консолидации акционерного контроля над МСС через ХМСС путем передачи в уставный капитал ХМСС своих долей в МСС.

На инвестиционной стадии ВТБ и ГПБ предоставляли субординированный долг МСС напрямую для финансирования строительства ЗСД. В рамках оптимизации субординированный долг МСС будет полностью уступлен в пользу ХМСС, который, в свою очередь, привлечет банковское финансирование. Согласованные условия финансирования предполагают возможность капитализации выплат процентов и отсрочки выплат тела долга по одному из траншей субординированного кредита. Кредитная документация подразумевает функционирование механизма «cash sweep» между ХМСС и МСС, а также между ХМСС и его кредиторами, включая Банк ВТБ. При этом агентство отмечает, что СГЧП содержит положение о механизме минимального гарантированного дохода в отношении МСС, который полностью покрывает обязательства МСС по обслуживанию собственной долговой нагрузки всех уровней из бюджета публичного партнера. Таким образом, агентство делает вывод, что инструменты с фиксированной доходностью, которые удерживает ХМСС, по своей природе соответствуют долевым инструментам, что позволило агентству установить паритет между ХМСС и МСС.

В отношении самого МСС агентство рассматривает следующие факторы.

Полная протяженность автомагистрали ЗСД находится в эксплуатации с 2016 года, публичный партнер в полном объеме выполнил обязательства по строительству северного и южного участков магистрали и их передаче в аренду МСС, таким образом, строительный риск является нерелевантным. Проект не подвержен риску трафика, так как на этапе эксплуатации публичный партнер несет обязательства по компенсации затрат частному партнеру со стороны бюджета Санкт-Петербурга в случае недостижения выручки от сбора платы за проезд определенного в СГЧП уровня. При этом агентство отмечает, что существуют перспективы роста выручки проекта и получения сверхдохода (сверх установленного уровня выручки) за счет органического роста трафика, строительства новых развязок и дальнейшей интеграции ЗСД в уличную сеть, а также роста среднего чека пользователей. Структура СГЧП подразумевает разделение сверхдохода между МСС и публичным партнером в соотношении 10%/90% соответственно. На инвестиционном этапе проект был покрыт внешней экспертизой в достаточной степени. Агентство положительно оценивает структуру управления компании, которая имеет возможность минимизировать риск конфликта интересов. Страхование имущества МСС «от всех рисков» осуществляется на полную восстановительную стоимость ЗСД, также застрахован перерыв в деятельности с компенсацией постоянных операционных затрат и операционной прибыли. Страховщиком выступает АО «СОГАЗ» (ruAAA, стаб.). Среди сдерживающих факторов агентство отмечает отсутствие контролирующего акционера.

Агентством высоко оцениваются финансовые метрики проекта. Прогнозная ликвидность на горизонте 18 мес. от 30.09.2019 находится на уровне свыше 2 и поддерживается значительным запасом денежных средств компании. Согласно методологии агентства, прогнозный DSCR на всем горизонте реализации проекта не снижается ниже 1.07, минимальный ISCR за весь период – 1.9. Проект обладает высоким уровнем рентабельности – соотношение прогнозного номинального операционного денежного потока за весь период к совокупной величине обслуживания обязательств за весь период находится на уровне 1.49 (без учета обслуживания субординированного долга). Доля капитала и квазикапитала (по методологии агентства) в структуре финансирования проекта высока – при совокупном бюджете проекта 134 млрд руб. доля капитала, субординированного долга и предоставлявшегося публичным партнером финансирования составила 48%, или 64.0 млрд руб. Проект не подвержен валютным рискам: МСС имеет кредит от Евразийского банка развития (ЕАБР) 200 млн евро, которые были размещены на долгосрочном валютном депозите на условиях, аналогичных условиям кредита, что обеспечивает естественное хеджирование. В рамках рефинансирования из состава старших кредиторов вышел ВЭБ.РФ, который кредитовал проект на этапе его строительства и запуска в рамках деятельности института развития. ВТБ и ГПБ остались в составе кредиторов МСС, при этом каждый из банков нарастил объём кредитов. Объём участия в проекте со стороны Евразийского банка развития не изменился.

Агентство высоко оценивает роль публичного партнера в реализации проекта, а также его роль в распределении рисков проекта. Помимо компенсации затрат на этапе эксплуатации, структура СГЧП предполагает полную компенсацию старшего долга и средств акционеров с доходностью в случае расторжения по вине публичного партнера или АО «ЗСД», а также при форс-мажорных обстоятельствах.

По данным отчетности ООО «Магистраль северной столицы» по стандартам РСБУ активы компании на 30.09.2019 составляли 91.9 млрд руб., капитал – 344 млн руб. Чистый убыток по итогам 9 месяцев 2019 года составил 1 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен ООО «Холдинг МСС» впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности холдинговым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 12.12.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Холдинг МСС», ООО «Магистраль северной столицы», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Холдинг МСС» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Холдинг МСС» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Дополнительные материалы по тематике


Как за 20 лет телекоммуникации в России совершили революцию

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
02.12.2019

Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
25.11.2019

20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
18.11.2019

Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
11.11.2019

Реалистичность проектов ГЧП на железных дорогах неочевидна

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года изобилует описанием инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры для потребностей ресурсных и стивидорных компаний. 03.04.2019