Рейтинговые действия, 23.12.2020

«Эксперт РА» пересмотрел рейтинг компании Globaltrans Investment по обновленной методологии и присвоил рейтинг на уровне ruAA+

Москва, 23 декабря 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Globaltrans Investment по обновленной методологии и присвоило рейтинг на уровне ruAA+, прогноз по рейтингу стабильный.

Globaltrans Investment Plc – головная компания группы Globaltrans, одной из крупнейших групп, работающих на рынке грузовых железнодорожных перевозок на территории РФ, стран СНГ и Балтии. По состоянию на 30.06.2020 парк подвижного состава компании (с учетом арендованного парка) составлял 72.4 тыс. единиц и был представлен преимущественно полувагонами (63% парка) и цистернами (29%).

Повышение рейтинга обусловлено сильными операционными и финансовыми результатами Globaltrans в первом полугодии 2020 г., несмотря на кризисные эффекты в экономике РФ и на основных мировых сырьевых рынках, волатильности которых компания косвенна подвержена, обслуживая крупнейших российских сырьевых экспортеров. Агентство учитывает приверженность компании консервативной финансовой политике, что также было продемонстрировано ранее в кризис 2014-2015 гг., и предполагает, что финансовый профиль компании не подвергнется существенному давлению, если цены на предоставление ключевого для компании типа подвижного состава, полувагонов, будут восстанавливаться медленными темпами. Также, в связи с изменением методологии, агентство более не выделяет сдерживающий фактор из-за фрагментированной структуры владения компанией.

Агентство положительно оценивает профиль бизнес-рисков компании. Риск профиль отрасли характеризуется положительной оценкой, учитывая низкую долю просроченной задолженности компаний сегмента, умеренную устойчивость отрасли к внешним шокам и достаточно высокие барьеры для входа на рынок, учитывая значительные масштабы бизнеса компании.

Агентство высоко оценивает рыночные и конкурентные позиции компании. Компания сохраняет лидирующие позиции на рынке оперирования железнодорожным подвижным составом – по итогам первого полугодия 2020 г. грузооборот группы (с учётом привлеченного парка) составил 79.3 млрд т-км (рост на 4.3% относительно 1 пг. 2019)  при объеме погрузки 47.1 млн тонн грузов, доля рынка сохраняется на уровне примерно 8%. Грузовая база по-прежнему представлена преимущественно металлургическими грузами (48% грузооборота за 1 пг. 20120), углем (27%) и нефтепродуктами и нефтью (12%). Клиентская база компании сравнительно концентрирована – по итогам 1 пг. 2020 в терминах чистой выручки (очищенной от проходящего через компанию груженого инфраструктурного железнодорожного тарифа РЖД) крупнейшим клиентом по-прежнему является группа Роснефть (ruAAA, стаб.) с долей 25%. Агентство отмечает стабильность контрактной базы и наличие у компании долгосрочных контрактов - пятерка крупнейших клиентов, включающая группы Роснефть, Металлоинвест, ММК, Газпромнефть и Евраз (ruAA, стаб.), неизменна с 2010 года и обеспечивает компании не менее 50% чистой выручки с 2012 года. С первыми тремя из них (53% чистой выручки) у компании действуют сервисные контракты, в случае Металлоинвеста и ММК подразумевающие твердые обязательства компании по перевозке минимум 70% используемой и производимой продукции, что положительно сказывается на прогнозируемости объемов перевозок и денежных потоков. Компания успешно поддерживает действующие контракты, в том числе с ТМК (ruA, стаб.) и ЧТПЗ (ruA+, стаб.), с которыми в 2018 году были заключены пятилетние контракты, обеспечивающие минимум 70% потребностей в железнодорожных перевозках. Специфика расположения клиентских добывающих и перерабатывающих комплексов и значительный опыт диспетчеризации большого парка позволяет компании более гибко управлять логистикой полувагонов, организуя более сложные кольцевые маршруты, что положительно отражается на операционных характеристиках компании – коэффициент порожнего пробега полувагонов вырос на 1 п.п. до 31% по итогам первого полугодия 2020 года (исходя из соотношения порожнего к совокупному пробегу), что по-прежнему является одним из самых низких показателей в секторе. Также компания имеет дополнительное конкурентное преимущество в виде парка собственных магистральных локомотивов (75 единиц на 30.06.2020), обслуживающих перевозки нефтепродуктов и нефти и позволяющих компании улучшать оборачиваемость парка. Агентство умеренно оценивает износ основных средств – средний возраст полувагона составляет 10.4 года, цистерн – 14.4 лет.

Ожидания агентства касательно охлаждения рынка железнодорожных перевозок в 2019 г. оправдались. В 2019 г. неорганический рост доходностей предоставления подвижного состава перешёл к снижению, что было вызвано профицитом парка подвижного состава на сетях РЖД на фоне низких списаний устаревшего подвижного состава, при высокой загрузке крупнейших вагоностроительных заводов и общего снижения погрузки на сетях РЖД. Также на рынок продолжило оказывать влияние ухудшение конъюнктуры на рынке угля, одного из ключевых перевозимых по железной дороге грузов. Снижение цен на уголь, а также общее ухудшение спроса со стороны стран ЕС оказали существенное влияние на маржинальность деятельности железнодорожных операторов. При этом замещение европейских потребителей в пользу стран Азиатско-тихоокеанского региона было затруднено дефицитом инфраструктуры для увеличения погрузки в восточном направлении. Таким образом, снижение погрузки при одновременно росте парка подвижного состава привели к сокращению доходности полувагонов. Проблемы отрасли, наблюдавшиеся в 2019 г., обострились в 2020 г. в связи со вспышкой эпидемии коронавирусной инфекции и, как следствие, глобальной рецессии, что привело к дальнейшему ухудшению рыночной конъюнктуры на всех основных рынках перевозимых грузов. В результате этого доходности предоставления полувагонов на рынке продолжили падение в 2020 г., закрепившись, в случае отдельных спотовых перевозок ниже 1000 руб./сутки, что продолжит оказывать давление на финансовые результаты операторов. Агентство не ожидает качественного перелома тренда в ближайшие 2 года по причине сохранения профицита вагонов на пространстве колеи 1520 и отсутствия достаточных провозных мощностей через Восточный полигон. Текущая инвестиционная программа ОАО «РЖД» направлена на ускорение модернизации Транссибирской магистрали и БАМ, однако завершение работ не ожидается ранее 2023 г.  Тем не менее, агентство высоко оценивает устойчивость компании к этим факторам, что обусловлено диверсифицированной базой перевозимых грузов, низкой долговой нагрузкой и сетевым масштабом компании, что сглаживает зависимость от конъюнктуры в отдельных отраслях. При этом, наличие долгосрочных контрактов обеспечивает устойчивость операционных денежных потоков даже при негативных рыночных условиях.

Компания продолжает поддерживать низкий уровень долговой нагрузки, исторически связанный с реализуемой стратегией развития – приобретение сравнительно молодого подвижного состава и ряда кэптивных операторов подвижного состава. На рассматриваемом четырехлетнем промежутке, по оценкам агентства, с 30.06.2018 по 30.06.2022 среднее значение отношения долга к EBITDA составляет 1, а отношение долга к FFO (за вычетом поддерживающих капиталовложений) – 1.9. Покрытие процентной нагрузки в терминах отношения EBITDA к процентам к уплате сохраняется на высоком уровне – 13.5 на аналогичном горизонте. Долг обладает комфортной структурой погашения – по-прежнему порядка 30% обязательств имеют сроки погашения менее 1 года. Компания не подвержена валютным рискам ввиду полностью номинированного в рублях долга и отсутствия существенных валютных операций.

Оценка прогнозной ликвидности находится на высоком уровне: агентство принимает во внимание сильный операционный денежный поток, который позволяет финансировать поддерживающий CAPEX, невысокие инвестиции в расширение бизнеса и сильные возможности компании по рефинансированию задолженности, учитывая диверсифицированный кредитный портфель и присутствие на рынке публичного долга. Агентство ожидает, что при сохранении в целом благоприятной ситуации на рынке компания сохранит достаточно высокий объем дивидендных выплат, но также учитывает последовательную реализацию финансовой и дивидендных политик и взаимосвязь возможных средств к распределению с текущими рыночными условиями заимствований.

Агентство положительно оценивает уровень рентабельности компании – хотя по итогам года, завершившегося 30.06.2020, маржа по EBITDA, по расчетам агентства снизилась до 52%, и снизится по итогам 2020 года из-за слабой рыночной конъюнктуры на рынке перевозок в полувагонах. В расчетах рентабельности выручка корректируется на величину груженого инфраструктурного железнодорожного тарифа РЖД, оплачиваемого клиентами через компанию, и услуги соисполнителей, перевыставляемых конечным клиентам без дополнительной маржи

С точки зрения корпоративных рисков, из-за изменения применяемой методологии агентство более не выделяет сдерживающий аспект, касающийся фрагментированной акционерной структуры – пакет акций, превышающий контрольный, находится в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже и на Московской бирже, помимо этого, пятеро сооснователей компании бенефициарно владеют пакетами акций, два из которых по 11.5% каждый и остальные трое по 10.8%, 5.1% и 4.0%, соответственно. Прочие аспекты управления корпоративными рисками, включая качество управления, риск-менеджмента, реализации стратегии и информационная прозрачность, по-прежнему оцениваются агентством на высоком уровне.

По данным консолидированной отчетности Globaltrans Investment Plc по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2020 составляли 97.9 млрд руб., капитал – 55.8 млрд руб. Выручка по итогам первого полугодия 2020 года составила 35.4 млрд руб., чистая прибыль – 7 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Globaltrans Investment Plc был впервые опубликован 26.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.12.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 23.11.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Globaltrans Investment Plc, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Globaltrans Investment Plc принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Globaltrans Investment Plc дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023