Москва, 23 декабря 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ЛайфСтрим» на уровне ruBBB. Прогноз по рейтингу - стабильный.
ООО «ЛайфСтрим» (далее – компания) специализируется на построении инфраструктурных решений для компаний телекоммуникационной отрасли в России и ближнем зарубежье (Казахстан, Беларусь, Киргизия). Компания заключает долгосрочные договоры с правообладателями телевизионных каналов и онлайн-кинотеатрами, предоставляя доступ к агрегированному набору контента малым и средним операторам широкополосного доступа в интернет (далее – ШПД). Доставка контента происходит на базе собственной платформы компании, которая представляет из себя единую систему, состоящую из серверной части (административная панель, аналитика и API - application programming interface), видео-инфраструктуры (транскодинг, DVR – Digital Video Recorder, CDN) и клиентских приложений (нативные приложения, Smart TV, Web, Apple TV). Компания обладает собственной сетью CDN (Content Delivery Network) для доставки высококачественного видеосигнала до конечного абонента по всей России при минимальных затратах на интернет-трафик.
Компания представлена в трех бизнес-сегментах. Основным является «Смотрёшка» (b2b2c) – комплексное решение для операторов, состоящее из технической инфраструктуры и видео-контента (платное телевидение и онлайн-кинотеатры). На долю данного сегмента приходится более половины общей выручки компании. Услуга предоставляется независимым операторам ШПД, не обладающим собственным продуктом в части платного телевидения. Второе направление – White Label (b2b) – предполагает аренду платформы компании по модели PaaS, когда контент и брендирование, как правило, обеспечивается самим оператором. Клиентами по данной модели являются относительно крупные операторы ШПД, мобильные операторы и другие игроки медиарынка, заинтересованные в быстром запуске видеосервиса под собственным брендом. Третье направление – продажа конечных устройств (ТВ-приставок) собственного производства абонентам операторов первых двух бизнес-моделей. Все три направления обеспечивают компании высокую степень вертикальной интеграции по всей цепочке предоставления услуги, при этом бизнес сбалансирован по EBITDA.
Агентство оценивает бизнес-профиль компании как умеренный. Телекоммуникационная отрасль в целом является устойчивой и практически не подвержена внешнеэкономическим шокам, так как предоставляет абонентам базовую услугу, но большая часть российских абонентов рынков ШПД и платного телевидения обслуживается пятью крупнейшими операторами, что характеризует эти рынки как умеренно концентрированные и свидетельствует о достаточно высоких барьерах для входа на эти рынки в федеральных масштабах. При этом выручка компании генерируется за счет предоставления услуг операторам ШПД, не входящим в топ-5 по России, что сдерживает итоговую оценку риск-профиля.
По модели «Смотрёшка» компания оперирует на рынке независимых операторов ШПД, который составляет около 30% всего рынка ШПД, что сопоставимо с абонентской базой крупнейшего оператора ШПД в России. Компания является лидером рынка сервиса интерактивного телевидения для независимых операторов ШПД и оказывает услуги своим партнерам на их абонентской базе, которая исчисляется несколькими миллионами абонентов. По состоянию на сентябрь 2020 года проникновение услуги компании в базу данных абонентов составило 8% при среднерыночном показателе на уровне 40%, что свидетельствует, с одной стороны, о высоком потенциале роста, с другой – о невысоких текущих рыночных позициях в отрасли по ключевому направлению деятельности. По модели White Label технический охват (база всех абонентов операторов-партнеров компании) составил порядка 32 млн абонентов при проникновении услуги на уровне 6%.
Агентство не видит высоких рисков в зависимости бизнеса Компании от контента и оценивает уровень непосредственной конкуренции компании с онлайн-кинотеатрами как низкий. Это объясняется выстроенными долгосрочными взаимоотношениями с правообладателями, а также тем, что в настоящее время онлайн-кинотеатры не заинтересованы в смене фокуса деятельности с рынка b2c на рынок b2b.
Агентством позитивно оцениваются как перспективы расширения базы абонентов внутри действующих партнерских отношений с операторами, так и перспективы привлечения новых операторов. По мнению агентства, бизнес-модель компании является устойчивой, так как сервис глубоко интегрирован в ключевую деятельность операторов ШПД. При этом риск создания операторами собственного подобного сервиса оценивается как минимальный, так как требует значительных финансовых вложений и экспертизы при ограниченной масштабируемости услуги. Интеграция в биллинги операторов ШПД способствует удержанию абонентов, так как пакетирование обычно предусматривает предоставление интернет-соединения и платных видеосервисов как единой услуги. Также существенная часть абонентской базы пользуется сервисом на ТВ-приставках, выпущенных и обслуживаемых компанией. Тем не менее, по масштабам деятельности ЛайфСтрим существенно уступает своим косвенным конкурентам – крупнейшим операторам ШПД, обладающим собственной технической инфраструктурой и постоянно развивающим новые сервисы и услуги, что создает риск вытеснения с рынка малых и средних операторов ШПД. Учитывая вышеуказанные факторы, агентство оценивает конкурентные позиции компании как средние.
Уровень долговой нагрузки компании оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. Исторически компания использовала преимущественно собственные средства для развития бизнеса, в связи с чем отношение долга к EBITDA находилось на относительно низком уровне: 2,1х в 2018 году и 1,4х в 2019 году. Для дальнейшего расширения бизнеса в конце 2020 года – начале 2021 года компания планирует размещение облигационного займа с частичным замещением имеющейся банковской кредитной линии. С учетом размещения агентство ожидает, что по итогам 2020 года отношение долга к EBITDA составит 1,8х и в перспективе ближайших 2 лет не превысит 2х. В тоже время привлечение дополнительных заемных средств не является критичным для дальнейшего обеспечения двузначных темпов роста, так как потенциал проникновения в абонентскую базу текущих операторов-партнеров без увеличения инвестиций остаётся очень высоким. Поддерживающие капитальные затраты компания обслуживает за счет свободного денежного потока, а открытые кредитные линии с запасом покрывают потребности в оборотном капитале. Отношение EBITDA к процентным платежам по мере роста компании увеличивалось, и по итогам 2019 года составило 12,2х. В случае привлечения дополнительных заемных средств показатель может снизиться до уровня 5х, что незначительно сдерживает рейтинговую оценку.
Ежегодные темпы прироста выручки по основным видам деятельности, таким как «Смотрёшка» и White Label, составляют более 50%. По ожиданиям на 2020 год общая выручка компании превысит 800 млн руб. Стратегия компании, направленная на более агрессивную экспансию в регионы, возможный выход на международные рынки, гибкий подход к пакетированию, позволяющий регулировать уровень затрат и, соответственно, средний доход с одного активного пользователя, могут привести к дальнейшему повышению маржинальности бизнеса. В 2019 году рентабельность по EBITDA составила 14%, а по результатам 2020 года прогнозируется увеличение до 23%. Наращивание клиентской базы при достаточно высокой доле постоянных затрат также будет способствовать росту маржинальности бизнеса в будущих периодах.
Агентство оценивает прогнозную ликвидность компании на среднем уровне. По расчетам агентства на горизонте 12 месяцев денежный поток компании покрывает потребность в поддерживающих капитальных затратах, выплате процентов и погашению долговых обязательств. При этом компании необходимо привлечение дополнительного заемного финансирования для покрытия капитальных затрат на развитие, чтобы расти опережающими темпами. Компания сохраняет комфортную структуру погашения долгового портфеля, предусматривающую отсутствие пиковых выплат по долговым обязательствам на горизонте одного года. В то же время агентство отмечает невысокую надежность ключевого банка-кредитора и наличие выданных займов связанным сторонам, что сдерживает итоговую оценку ликвидности.
Блок корпоративных рисков оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Агентство негативно оценивает информационную транспарентность компании, так как компания не размещает в открытом доступе информацию о результатах деятельности и не подготавливает отчетность по МСФО. Кроме того, общепринятые стандарты корпоративного управления на данный момент находятся в стадии активного формирования.
По данным отчетности РСБУ выручка компании за 2019 год составила 704,8 млн руб., чистая прибыль – 34 млн руб., активы компании на 31.12.2019 составили 386,8 млн руб., собственный капитал – 9,4 млн руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг присвоен ООО «ЛайфСтрим» впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 23.11.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ЛайфСтрим», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ЛайфСтрим» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ЛайфСтрим» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.