Рейтинговые действия, 09.12.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ставропольского края на уровне ruА

Москва, 9 декабря 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Ставропольский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Край является одним из ведущих агропромышленных регионов России. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающие производства, торговлю и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Ставрополье стабильно занимает 3 место в России по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур. Промышленный комплекс края представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством электрооборудования, мебели, стекла, обуви, швейных и текстильных изделий.  

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году, по оценке, составил 741,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,1% выше уровня 2018 года. По итогам 2020 года, по данным региона, ВРП ожидается в размере 750,0 млрд рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, в регионе наблюдается рост промышленного производства в течение 9 месяцев 2020 года к аналогичному периоду 2019 года (индекс промышленного производства в январе-сентябре 2020 года составил 114,4% к соответствующему периоду предыдущего года). Рост обусловлен наращиванием объемов производства основных товарных групп в обрабатывающих производствах: производство компьютеров, электронных и оптических изделий и производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, увеличилось в 1,5 раза. Кроме того, увеличился индекс производства пищевых продуктов на 6,4%, который составляет 22% от общей массы обрабатывающих производств. По итогам года индекс промышленного производства, по данным региона, ожидается на уровне 100,5%.

Давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень ВРП на душу населения, умеренно высокий коэффициент демографической нагрузки, отрицательная динамика численности населения за последние 3 года и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 264,7 тыс. рублей, коэффициент демографической нагрузки – 0,748. На 01.01.2020 численность населения региона составила 2803,6 тыс. человек, что почти соответствует уровню на 01.01.2017. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 20,1%. В абсолютном выражении инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2019 году показали рост на 12,1% в действующих ценах. По итогам 2020 года они вырастут почти на четверть по сравнению с 2019 годом и составят 200,0 млрд рублей по данным региона. Ситуация на рынке труда в регионе в 2019 году была стабильной и характеризовалась снижением уровня безработицы. Уровень безработицы составил 4,9%, что на 0,1 п.п. ниже уровня 2018 года и на 0,3 п.п. выше среднероссийского. По итогам 2020 года, в результате развития коронакризиса, ожидается рост уровня безработицы до 7,1%, в июле-сентябре 2020 года он составил 7,5%.

Агентство отмечает умеренно высокую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) составила 59,0%. В 2020 году ожидается снижение доли ННД примерно на 4,8 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также прогнозируемым снижением поступлений по ННД на 12,1%. Снижение прогнозируется по всем основным бюджетообразующим налогам, кроме налога на доходы физических лиц: налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-38,6%), налогу на прибыль организаций (-17,2%), налогу на имущество организаций (-16,7%), акцизам (-12,3%). По итогам 2020 года ожидается рост доходов на 14,8%, что обусловлено ожидаемым ростом трансфертов в 1,5 раза. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля 10 крупнейших налогоплательщиков составила 22,0% в налоговых доходах. 

За девять месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет роста трансфертов в 1,6 раза, а вот поступления по ННД снизились на 7,5%. Значительное снижение поступлений в структуре налоговых доходов наблюдается по налогу на прибыль организаций (-18,9%) и налогу на имущество организаций (-12,7%). По налогу на прибыль падение поступлений связано со снижением поступлений от участников консолидированных групп налогоплательщиков, по налогу на имущество организаций, в связи с установлением льгот на региональном уровне в виде снижения в два раза ставки по налогу, для организаций, переноса срока уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 года и отмена уплаты платежей за II квартал 2020 года для организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях экономики. Положительную динамику в структуре ННД за январь-сентябрь 2020 года к аналогичному периоду 2019 года продемонстрировали налог на доходы физических лиц (+6,7%) и неналоговые доходы (+15,7%). В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,2 раза) и субвенциям (в 1,6 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики.

Расходы региона в январе-сентябре 2020 года выросли на 27,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение девяти месяцев 2020 года было направлено 66,5 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 30,8%. В структуре расходов по итогам девяти месяцев 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,7 раза) и социальной политике (в 1,3 раза) в январе-сентябре 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,9 п.п. и 1,8 п.п. соответственно. Наибольшее снижение удельного веса произошло по расходам на образование (-2,2 п.п.). По оценке региона, расходы краевого бюджета в 2020 году увеличатся почти на 22,9% по сравнению с 2019 годом и составят 143,5 млрд рублей. Гибкость расходной части регионального бюджета оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2019 году составила 7,9%, по итогам 2020 года ожидается рост доли на 0,8 п.п.

В 2016-2018 гг. бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 0,004% ННД. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 9,4 млрд рублей или 15,5% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться остатки средств на счетах, кредитные средства кредитных организаций и облигационные займы.

Долговая нагрузка находится на умеренно низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 45,6%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 31,4 млрд рублей. По итогам 2020 года ожидается рост долга до 36,0 млрд рублей, долговой нагрузки до 59,4%. Долговой портфель на 01.01.2020 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 48,1%, банковских кредитов – 35,0%, облигационных займов – 16,9%. В течение 2020 года структура долгового портфеля претерпит изменения, в связи с привлечением облигационных займов на 10,0 млрд рублей и сокращением объема привлекаемых банковских кредитов по сравнению 2019 годом. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, внутри года погашаются банковские кредиты. Эффективное управление долгом обуславливало невысокий уровень расходов на его обслуживание (0,9% ННД за 2019 год). По итогам 2020 года ожидается рост расходов до 2,0% ННД, в связи с привлечением коммерческого и рыночного долга на покрытие прогнозируемого дефицита бюджета. Регион имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, доступный запас по кредитным линиям (6,6 млрд рублей на горизонте 12 мес. после 01.10.2020).  

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 116,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 116,8 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.06.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024