Рейтинговые действия, 07.08.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Аэроэкспресс» на уровне ruBB+ и изменил прогноз на негативный

Москва, 7 августа 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Аэроэкспресс» на уровне ruBB+ и изменило прогноз по рейтингу на негативный.

Изменение прогноза обусловлено существенным падением объемов пассажироперевозок в 2020 году на фоне общего снижения перевозок через аэропорты Московского авиационного узла (МАУ) в связи с обострением эпидемии коронавирусной инфекции. Ухудшение эпидемиологической ситуации привело к закрытию границ многих государств мира и свело к минимуму авиасообщения между Россией и другими странами, что оказало сильное давление на ёмкость рынка функционирования компании. При этом введение мер социального дистанцирования будет способствовать снижению заполняемости общественного транспорта. В результате этого, выручка компании существенно снизится по итогам 2020 г., что приведёт к негативной переоценке показателей долговой нагрузки и рентабельности компании. Тем не менее, перенос основных выплат по долгу с 2020-2021 гг. на более поздние периоды поддержит текущий уровень рейтинга, при этом агентство высоко оценивает возможности компании по рефинансированию долга посредством привлечения льготных кредитов для компаний, входящих в список системообразующих организаций, и других источников финансирования.

ООО «Аэроэкспресс» является частным перевозчиком, обеспечивающим железнодорожное сообщение между столицей и тремя ключевыми аэропортами МАУ: Домодедово, Шереметьево, Внуково. По итогам 2019 года услугами компании воспользовались 12.2 млн человек

Перспективы развития отрасли негативно оцениваются агентством по причине серьёзного падения рынка пассажироперевозок в 2020 г. Ухудшение эпидемиологической ситуации привело к закрытию границ многих государств мира и свело к минимуму авиасообщения между Россией и другими странами, что оказало сильное давление на ёмкость рынка функционирования компании. За первое полугодие 2020 г. объем перевозок пассажиров через аэропорты МАУ снизился более чем на 50%, при этом агентство не ожидает, что результаты второго полугодия способны компенсировать это падение. По мнению агентства, введение мер социального дистанцирования будет способствовать снижению заполняемости общественного транспорта. Более того, по мнению агентства, общее ухудшение макроэкономических условий в России и в мире негативно скажутся на курсе национальной валюты, что также снизит спрос на туристические услуги и, соответственно, на авиаперелёты. Агентство ожидает начало восстановления объемов пассажироперевозок через МАУ в 2021 г., однако сдержанно оценивает вероятность восстановления объемов до уровней 2019 г. на горизонте ближайших 2 лет в силу действия совокупности указанных факторов.

Конкуренция со стороны такси, каршеринга, а также улучшение транспортной инфраструктуры в Москве и Московской области оказывают давление на деятельность «Аэроэкспресс». По результатам 2019 г. и 1 половины 2020 г. рыночная доля компании демонстрировала негативную динамику. В целях повышения конкурентных позиций на фоне ежегодно снижающегося среднего чека такси компания ввела новый единый тариф, снизив стоимость поездки почти вдвое. Кроме этого, введены дополнительные остановочные пункты и тестируется ряд проектов, способствующих повышению качества предоставляемых услуг.

Агентство позитивно оценивает рост показателя EBITDA в 2019 г. на фоне несущественного снижения выручки, что было связано с оптимизацией коммерческих и управленческих затрат Компании. Однако показатели долговой нагрузки по-прежнему негативно оцениваются агентством. Для целей расчета финансовых показателей агентство капитализировало лизинговые платежи компании, отделяя платежи по погашению тела долга и уплату процентов. Общий долг на 31.03.2020 (далее – отчётная дата) к EBITDA за период с 31.03.2019 по 31.03.2020 (далее – отчётный период) по-прежнему оценивается на уровне около 5.9х. CFO за 2019 г. к общему долгу на отчётную дату также не продемонстрировал существенных изменений за прошедший год, закрепившись на уровне около 19%. По ожиданиям агентства, снижение продаж в 2020 г. относительно отчётного периода приведёт к росту показателя общий долг к EBITDA, который прогнозируется на уровне выше 10.0х. При этом компания не планирует сокращать программу капитальных вложений несмотря на ухудшение рыночных условий в 2020 г., что окажет давление на уровень свободных денежных потоков и увеличивает риски наращивания дополнительного долга.

Рост операционной прибыли привёл к незначительному улучшению показателей рентабельности за отчётный период: рентабельность активов по чистой прибыли за отчетный период составила 0.8%, рентабельность собственного капитала – 5.6%, рентабельность по EBITDA – 44.1%. По ожиданиям агентства, снижение выручки в 2020 г. приведёт к образованию отрицательных финансовых результатов в отчёте о прибылях и убытках в силу существенного уровня операционного рычага на фоне высокой доли постоянных затрат в структуре себестоимости. Однако ожидаемое восстановление рынка в 2021 г. должно частично нивелировать эффект от снижения выручки, вызванное негативной эпидемиологической ситуацией.

Поддерживающее влияние на уровень кредитного рейтинга компании оказывает комфортный график погашения кредитов. В 2020 г. были достигнуты договорённости о переносе сроков погашения долга по кредитным договорам с 2020 – 2021 гг. на 2027 г. и 2030 г., что привело к позитивной переоценке показателей текущей долговой нагрузки. Соотношение выплат по долгу и уплаты процентных платежей за период 31.03.2020-31.03.2021 к EBITDA за отчётный период оцениваются на уровне 0.67 и 0.51 соответственно. Долговые платежи в ближайшие 12 месяцев с отчётной даты покрываются CFO и FCF за 2019 г. на 162% и 139% соответственно, что положительно оценивается агентством. По ожиданиям агентства, показатели текущей долговой нагрузки могут продемонстрировать значительное ухудшение в следующем году по причине более низких уровней операционной прибыли и более высоких выплат по лизинговому портфелю в 2021 г. относительно 2020 г. Однако агентство высоко оценивает возможности компании рефинансировать часть долговой нагрузки в будущем посредством привлечения займов от основного кредитора, а также льготных кредитов, на которые может претендовать компания, будучи системообразующей, в рамках Постановления Правительства РФ № 582. Таким образом, компания обладает достаточным инструментарием для минимизации рисков кассовых разрывов. Достаточный объем возможных источников финансирования также поддержит показатель прогнозной ликвидности на горизонте ближайших 18 месяцев с отчётной даты. При расчёте уровня прогнозной ликвидности агентство исходило из паритета между источниками ликвидности и денежными оттоками на финансирование операционной деятельности, долговые платежи и капитальные затраты.

Степень информационной прозрачности компании ограничивается отсутствием в открытом доступе финансовой информации о компании за период 2017-2018 гг. Также агентство отмечает отсутствие контролирующего собственника, что, по мнению агентства, может увеличивать риски корпоративных конфликтов.

На 31.03.2020 активы ООО «Аэроэкспресс» по отчетности РСБУ находились на уровне 39.7 млрд рублей, капитал составил 6.2 млрд рублей, выручка за первый квартал 2020 года составила 1.4 млрд рублей, чистый убыток – 144 млн рублей

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «Аэроэкспресс» был впервые опубликован 10.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.08.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Аэроэкспресс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Аэроэкспресс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Аэроэкспресс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023