Рейтинговые действия, 17.10.2019

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «ДелоПортс» на уровне ruA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 17 октября 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ДелоПортс» на уровне ruA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ООО «ДелоПортс» (далее – группа) владеет стивидорными активами российской Группы компаний «Дело» в порту Новороссийск. В структуру активов входят контейнерный терминал «НУТЭП», зерновой терминал «КСК» и Сервисная Компания «Дело». Долговые обязательства холдинговой компании не имеют регресса на операционные компании, в связи с чем рейтинг кредитоспособности рейтингуемого лица оценивается на один уровень ниже рейтинга группы в рамках периметра консолидации по МСФО.

Объем перевалки контейнеров на терминале «НУТЭП» продемонстрировал уверенный рост как по итогам 2018 года (+10% г/г), так и за 8 месяцев 2019 года (+7% г/г). В конце августа 2019 года группа планово ввела в эксплуатацию глубоководный причал №38, который позволяет терминалу принимать суда вместимостью до 10 тыс. TEU, укрепляя его лидирующий статус в регионе. Новые мощности терминала позволяют осуществлять доставку в Новороссийск контейнеров напрямую, без предварительной перевалки грузов на малотоннажные суда-фидеры в крупных портах-хабах, таких как Стамбул и Пирей, что должно обеспечить контейнерным линиям существенную экономию на издержках. В 2020 году группа планирует завершить модернизацию тыловой площадки на терминале, после чего годовая пропускная способность терминала «НУТЭП» будет расширена до 700 тыс. TEU. За 8 месяцев 2019 года рыночная доля группы на рынке контейнерной перевалки в Азово-Черноморском бассейне (далее – АЧБ) оценивается на уровне 47% (42% за АППГ). Агентство ожидает дальнейшего роста объемов перевалки на терминале в ближайшие два года как за счет перераспределения объемов конкурентов в пользу группы за счет нового глубоководного причала, способного обеспечить экономию на логистике, так и за счет более долгосрочного фундаментального фактора – «недоконтейнеризованности» российского рынка. Агентство также позитивно оценивает сбалансированную структуру грузооборота на терминале «НУТЭП» между импортными и экспортными грузами, что снижает зависимость объемов перевалки контейнеров от динамики валютного курса.

Объем перевалки зерна на терминале «КСК» по итогам 2018 года вырос на 14% на фоне рекордного урожая в сезоне 2017/2018. Однако значительно более скромный урожай в сезоне 2018/2019 (-16% г/г), а также высокие относительно мировых цены на зерно на внутреннем рынке привели к обвалу объемов перевалки за 8 месяцев 2019 года до 1,9 млн тонн (-41% г/г). Это спровоцировало соответствующее снижение тарифов на перевалку у стивидоров, которое в разные месяцы доходило до несколько десятков процентов. Агентство консервативно ожидает, что к концу 2019 года объемы перевалки частично восстановятся и совокупное снижение составит менее 30% (г/г) с последующим ростом в 2020 году до уровней 2017 года (+20% г/г). Этому будет способствовать прогнозируемая Минсельхозом более высокая урожайность в сезоне 2019/2020, что должно соответствующим образом позитивно сказаться на экспорте. Терминал «КСК» является одним из лидеров по объемам перевалки зерновых в АЧБ. Группа продолжает наращивать долю на рынке несмотря на ухудшившуюся конъюнктуру: доля терминала за 8 месяцев 2019 оценивается на уровне 12% (10% за АППГ). В ближайшие два года на терминале планируется завершение программы модернизации с вводом в эксплуатацию нового причала и проведением дноуглубительных работ, что увеличит пропускную способность до 7 млн тонн за счет возможности одновременной обработки двух крупнотоннажных судов класса Panamax и PostPanamax.     

Бизнес профиль группы по-прежнему характеризуется отсутствием зависимости от ключевых клиентов и поставщиков. Основные клиенты группы - крупные международные транспортно-логистические компании, доля крупнейшей из них в выручке на отчетную дату LTM не превысила 16%.

По итогам 2018 года EBITDA группы, по расчетам агентства, составила 8,7 млрд руб. (+44% г/г). При этом EBITDA на 30.06.2019 (далее – отчетная дата) LTM составила 7,8 млрд руб. (+6% г/г), растеряв большую часть ранее достигнутого роста из-за падения результатов в зерновом сегменте. Рентабельность группы по EBITDA LTM на отчетную дату составила более 70% и по-прежнему оценивается агентством на высоком уровне. Агентство ожидает умеренного снижения показателя EBITDA группы по итогам 2019 года в пределах 15% с последующим ростом до рекордных уровней в 2020 году на фоне стабилизации результатов зернового сегмента и роста на контейнерном.    

Общая долговая нагрузка продолжает оцениваться агентством как умеренная: отношение общего долга к EBITDA LTM на отчетную дату с предыдущей актуализации рейтинга незначительно выросло на фоне пика инвестиционной программы и составило 2,7х (2,5х ранее). Агентство по-прежнему не ожидает, что значение долговой метрики по EBITDA будет устойчиво превышать 3х на горизонте ближайших двух лет. Уровень текущей долговой нагрузки продолжает оцениваться на умеренно низком уровне: покрытие EBITDA LTM на отчетную дату процентов и выплат по долгу в ближайшие 12 месяцев от отчетной даты составляет около 5х и 2х соответственно. Основные объемы погашения долга группы приходятся на период после 2021 года. При этом сдерживающее влияние на оценку долговых метрик оказывает отрицательное значение свободного денежного потока после выплаты дивидендов. 

В августе 2018 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации», в соответствии с которыми тарифы на услуги в морских портах России должны устанавливаться исключительно в российских рублях. Он предусматривает переходный период вступления в силу до 1 января 2025 года для стивидоров, имеющих долгосрочные валютные обязательства, привлеченные на цели модернизации портовых мощностей. Под это определение подпадают долговые обязательства на контейнерном терминале группы, но не попадают обязательства на зерновом. В результате с начала 2019 года тарифы группы на перевалку зерна номинированы в рублях. Агентство ожидает, что тарифы на перевалку контейнеров будут переведены в рубли не ранее конца 2021 года. На текущий момент валютный риск группы, обусловленный получением валютной выручки в контейнерном сегменте при рублевых затратах, в значительной степени балансируется наличием валютных обязательств.

Уровень прогнозной ликвидности группы на отчетную дату оценивается как высокий. Позитивное влияние на оценку фактора оказало завершение большей части инвестиционной программы и рост объемов долгосрочных невыбранных лимитов по кредитным линиям. По оценке агентства до конца 2020 года источники ликвидности группы, преимущественно операционный денежный поток и банковские лимиты, будут покрывать направления использования ликвидности, в основном дивиденды и капитальные затраты, в пропорции около 1,25х. В направлениях использования ликвидности в составе прогнозных дивидендов были учтены затраты на выплату «обязательных дивидендов», которые будут обеспечивать обслуживание и погашение по графику мезонинного долга на уровне УК «Дело», привлеченного на цели приобретения 30,75% акций Global Ports Investments Plc (ruA+, стаб.).

В корпоративном блоке факторов уровень рейтинга продолжает сдерживаться отсутствием в совете директоров группы независимых членов, а также отсутствием официально утвержденной дивидендной политики. При этом позитивное влияние на рейтинг по-прежнему оказывает концентрированная структура собственности, высокий уровень информационной прозрачности и стратегического обеспечения.

По данным консолидированной отчетности ООО «ДелоПортс» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2018 составили 33,6 млрд руб., капитал – 10,5 млрд руб. Выручка по итогам 2018 года составила 11,9 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «ДелоПортс» был впервые опубликован 19.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.11.2018.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 10.09.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ДелоПортс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ДелоПортс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ДелоПортс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023