Рейтинговые действия, 21.02.2019

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «Евросиб СПб-ТС» на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 21 февраля 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Евросиб СПб-ТС» на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ЗАО «Евросиб СПб-ТС» - железнодорожный оператор, действующий преимущественно на территории РФ. По состоянию на 30.09.2018 парк подвижного состава в управлении компанией составлял 13.5 тыс. вагонов и был представлен следующими основными видами: крытыми вагонами (26%), лесными платформами (25%), полувагонами (22%) и фитинговыми платформами (8%).

По итогам 1 пг. 2018 грузооборот компании составил 12.2 млрд т-км при объеме погрузки 5.7 млн тонн грузов, что обеспечило компании место в топ-30 среди железнодорожных операторов по объему грузооборота. Оперируя существенной долей специализированного подвижного состава, компания перевозит преимущественно лесные грузы (сырье и продукты переработки) и продукцию целлюлозно-бумажной промышленности (в совокупности на два этих сегмента приходится 34% погрузки за 1 пг. 2018), а также минерально-строительные грузы (18%) и уголь (17%). Основные устоявшиеся маршруты компании включают перевозки продукции деревообработки по Северо-Западу, угля с месторождений Кузбасса в порты балтийского бассейна, а также контейнерные перевозки из Китая в направлении центральных регионов РФ и Западной Европы.

Клиентская база компания диверсифицирована – по итогам 1 пг. 2018 г. крупнейшими грузоотправителями были группы Метинвест и International Paper (по 5%), «СДС-Уголь» (4%), ФосАгро (3%) и Mondi (2%). Несмотря на стабильность структуры грузоотправителей и продолжительную историю отношений со многими из них, компания потенциально подвержена риску объема из-за недостаточно высокого уровня долгосрочной контрактации: доля заключенных сервисных или фиксирующих минимальное количество вагоноотправок контрактов невелика. С точки зрения оказания дополнительных клиентских услуг компания имеет преимущество в виде собственного транспортно-логистического центра в Новосибирске с возможностью обработки фитинговых платформ и крытых вагонов (объем хранения - более 6 тыс. TEU, грузооборот по итогам 2018 г. - 72 тыс. TEU). Компания поддерживает хорошие показатели загрузки парка: коэффициент порожнего пробега универсального парка - крытых вагонов и полувагонов - за последние три года не превышал 24% и 41% соответственно. Средний возраст парка соответствует среднерыночным показателям (крытые вагоны – 8.7 лет, лесные платформы – 21.1, полувагоны – 11) и не накладывает на компанию существенных обязательств в связи с его обновлением в ближайшие годы.

Несмотря на сохранившиеся в 2018 году высокие ставки на предоставление подвижного состава, агентство ожидает, что ставки в 2019 году и далее могут прекратить рост и в отдельных случаях скорректироваться. На рынок будет влиять близкий к равновесному баланс спроса и предложения для основных типов подвижного состава, который может начать меняться к профициту парка на фоне низких списаний устаревающего подвижного состава при высокой загрузке крупнейших вагоностроительных заводов.

Профиль финансовых рисков компании характеризуется умеренной долговой нагрузкой. Несмотря на существенную долю парка в операционной аренде (29% от парка в управлении на 30.09.2018), для целей оценки долговой нагрузки агентство не капитализировало затраты на операционную аренду подвижного состава ввиду того, что объем его привлечения достаточно волатилен, а величина контрактов без опции досрочного расторжения незначительна. По состоянию на 30.06.2018 уровень общей долговой нагрузки характеризовался соотношением долга к EBITDA за период с 01.07.2017 по 30.06.2018 на уровне 2,4, CFO за 2017 год покрывал 29% обязательств, FFO – 25%. Агентство при этом обращает внимание на планы компании по расширению парка фитинговых платформ на 800 ед. в 2019 году вслед за продолжающимся ростом контейнерных перевозок и учитывает возможный рост долговой нагрузки по итогам 2019 года до 3 по соотношению долга к EBITDA. Краткосрочный долг находится на приемлемом уровне – проценты к уплате за 12 мес. от 30.06.2018 соответствуют 0.46 EBITDA за период с 01.07.2017 по 30.06.2018, совокупные выплаты – 0.9

По состоянию на 31.12.2018 структура задолженности была распределена на 78% между финансовым лизингом и 22% - банковским финансированием. Структура кредиторов диверсифицирована - крупнейшими кредиторами компании на 31.12.2018 являлись АО «ВЭБ-Лизинг» и АО «СбербанкЛизинг», на долю каждого из которых в финансовых обязательствах приходится около 16%. Компания не подвержена валютным рискам ввиду полностью номинированного в рублях долга и отсутствия существенных валютных операций.

Прогнозная ликвидность оценивается агентством на умеренно высоком уровне - соответствующий коэффициент составил не менее 1.2 на горизонте 18 месяцев от 30.06.2018. При его оценке агентство полагалось преимущественно на соотношение операционного денежного потока, скорректированного на процентные и арендные выплаты, к обслуживанию долга. Агентство не предполагает существенных дивидендных выплат в рассматриваемом периоде.

По итогам 1 пг. 2018 года компания демонстрировала умеренно высокую маржинальность – рентабельность по EBITDA составила 29.7%, что, при этом, является более низким показателем по сравнению с прочими рейтингуемыми компаниями сектора.

Оценка профиля корпоративных рисков находится на невысоком уровне. Компания полностью контролируется одним собственником – Дмитрием Никитиным. Качество корпоративного управления выступает сдерживающим фактором – Совет директоров и Правление не сформированы, последнее, при этом, фактически функционирует в нерегламентированном формате. Дивидендная политика не закреплена. Проработка стратегии находится на приемлемом уровне. Компания не составляет промежуточную финансовую отчетность по стандартам МСФО и публично не раскрывает финансовые результаты.

По данным неаудированной консолидированной отчетности ЗАО «Евросиб СПб-ТС» по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2018 составляли 15 млрд руб., капитал – 5.2 млрд руб. Выручка по итогам первого полугодия 2018 года составила 5.8 млрд руб., чистая прибыль – 547 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен ЗАО «Евросиб СПб-ТС» впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/credits/method (вступила в силу 20.09.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ЗАО «Евросиб СПб-ТС», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ЗАО «Евросиб СПб-ТС» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ЗАО «Евросиб СПб-ТС» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023