Рейтинговые действия, 11.12.2019

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Российские железные дороги» на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 11 декабря 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Российские железные дороги» на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) является компанией-субъектом естественной монополии, владеющей и управляющей железными дорогами общего пользования, находящимися на территории Российской Федерации, общей протяженностью около 86 тыс. км. Компания является фактическим монополистом по предоставлению услуг локомотивной тяги, владея порядка 99% эксплуатируемого парка локомотивов на сети, а также имеет значимое присутствие в транспортно-логистическом бизнесе. Дочерние компании РЖД являются крупнейшими игроками на рынке оперирования грузовым подвижным составом и логистических услуг, пассажирских перевозок дальнего и пригородного следования.

Присвоенный рейтинг в значительной степени обусловлен высокой системной значимостью компании для российской экономики и высокой степенью влияния государства на деятельность компании. Оценка системной значимости обусловлена статусом РЖД как системообразующей организации, критической важности компании для обеспечения транспортной связанности регионов страны и обеспечения функционирования производственных цепочек. Компания является одним из крупнейших налогоплательщиков и вместе с дочерними компаниями является крупнейшим работодателем в стране со штатом порядка 900 тыс. человек. Агентство оценивает влияние государства на компанию как сильное ввиду полного акционерного контроля, регулирования тарифов, а также участия в формировании стратегии и инвестиционной политики компании. Также тесная связь с государством проявляется в последовательной истории финансовой поддержки компании, выраженной в льготном режиме налогообложения, субсидиях, а также прямых инвестициях в проекты, реализуемые по поручению государства, в виде взносов в акционерный капитал и долгового финансирования через размещение средств под управлением ГУК ВЭБ в сверхдолгосрочные рублевые облигации компании и средств Фонда национального благосостояния в привилегированные акции.

Грузовые перевозки и предоставление доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые являются основным источником выручки компании, в отдельных сегментах грузов подвержены определенной конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта. За 9 месяцев 2019 года по инфраструктуре ОАО «РЖД» было осуществлено 46,1% грузооборота транспортной системы России и 87,2% грузооборота без учёта трубопроводного транспорта. Экспортные грузовые перевозки подвержены колебаниям объемов ввиду глобальных рыночных рисков по основным сырьевым категориям перевозимых грузов, тогда как объемы внутристрановых перевозок чувствительны к изменению макроэкономической ситуации в стране. Пассажирские перевозки конкурируют с авиаперевозчиками в дальнем следовании и с автоперевозчиками в пригородном сообщении. В силу своей социальной значимости сегмент в значительной степени является субсидируемым.

C 2018 года индексация грузовых железнодорожных тарифов на период с 2019 г. по 2025 г. определяется по формуле «инфляция – 0,1%». В связи со снижением темпов прироста инфляции ФАС пересчитала индексацию тарифов на грузоперевозки по железной дороге, что привело к более медленному росту тарифов. Тем не менее, агентство не ожидает сколь-либо значимых последствий от изменений тарифов, поскольку компания применяет гибкое ценообразование на ряд грузов в рамках установленных ценовых пределов, позволяющее поддерживать баланс в структуре грузовых доходов монополии и более эффективно управлять грузопотоками. Также приказом ФАС России продлено до 2025 года действие целевой надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры в размере 2% и установлена на 2019-2021 гг. дополнительная целевая надбавка на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства РФ в размере 1,5%. Более того, с 2019 года были установлены дополнительные надбавки к тарифам на порожний пробег вагонов в размере 6% и к тарифам на перевозку экспортных грузов, за исключением некоторых грузов, в размере 8%.

Профиль финансовых рисков продолжает характеризоваться умеренным уровнем прогнозной ликвидности, невысоким уровнем долговой нагрузки при высоком уровне операционной рентабельности. Прогнозная ликвидность определяется отрицательным свободным денежным потоком, связанным с высоким объемом инвестиционных расходов в рамках программы долгосрочного развития ОАО «РЖД», утверждённой Правительством РФ. Ожидаемый ежегодные платежи по капитальным затратам с учётом реализации программы ОАО «РЖД» составляют около 800 млрд руб. в год, которые частично будут покрываться заёмным капиталом. Агентство отмечает, что комфортный график погашения долга позволит сохранить уровень соотношения чистого долга к LTM EBITDA в пределах целевого диапазона компании в 2,5-3,0х.  Значительная часть инвестиционной программы – исторически, от 30% до 50% – относится к долгосрочным проектам, реализуемым по поручению государства и предусматривающим меры частичной государственной финансовой поддержки через взносы в акционерный капитал компании. Прочие инвестиции, направленные непосредственно на развитие ОАО «РЖД», включая обновление локомотивного парка и снятие инфраструктурных ограничений, будут покрываться в том числе за счет заемного капитала. ОАО «РЖД» широко представлено на публичном долговом рынке, оперируя диверсифицированным набором инструментов, помимо стандартного банковского фондирования. По итогам 2019 года структура заимствований продолжает смещаться в пользу банковского фондирования – на конец сентября 2019 года его доля составила около 22%, по сравнению с 20% на 31.12.2018. Рост был преимущественно обеспечен привлечением ряда кредитов в швейцарских франках (валюту естественного хеджирования) от международных банков. Агентство позитивно оценивает частичное замещение долларовых еврооблигаций в пользу валюты естественного хеджирования, поскольку это способствует минимизации валютных рисков. По состоянию на октябрь 2019 года объем долгосрочных возобновляемых кредитных линий составляет около 862 млрд руб.

По данным консолидированной отчётности по стандартам МСФО общий уровень долговой нагрузки, оцениваемый агентством как невысокий, характеризуется соотношениями совокупного долга на 30.06.2019 – включающего помимо долговых обязательств и финансового лизинга также капитализированную аренду – к EBITDA за период с 30.06.2018 по 30.06.2019 на уровне 2,6х, при этом значение показателя с использованием чистого долга ниже 2,5х. CFO за аналогичный период покрывал 36% совокупного долга, FFO – 35%, FCF при этом принимал отрицательные значения. Агентство в оценках краткосрочной долговой нагрузки исходило из высоких возможностей компании по рефинансированию выплат по телу долга в силу большого лимита открытых кредитных линий, а также активной работы компании на публичном долговом рынке. По оценке агентства, совокупные выплаты по обслуживанию долга за период с 30.06.2019 по 30.06.2020 соответствуют 0,16 EBITDA за аналогичный период и более чем шестикратно покрываются CFO. Компания осуществляет оптимизацию кредитного портфеля в том числе через снижение ставок купона и выкупа облигаций в ходе реализации оферт. Также РЖД активно привлекает заимствования на международных рынках капитала со стоимостью кратно ниже локальных инструментов долгового капитала.

Для компании характерна умеренная доля валютных заимствований в структуре долгового портфеля – около 30% на 30.09.2019. Компания стремится поддерживать валютную позицию близкую к нейтральной, при которой входящие и исходящие денежные потоки в иностранных валютах компенсируют друг друга. Кроме того, в отношении заимствований, номинированных в долларах США и фунтах стерлингов, компания управляет валютным риском путем заключения своп-контрактов в швейцарский франк – валюту естественного хеджирования.

В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления и риск-менеджмента, включая высокий уровень страхового покрытия, а также высокий уровень информационной прозрачности.

По данным консолидированной отчетности ОАО «РЖД» по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2019 составляли 4,97 трлн руб., капитал – 2,59 трлн руб. Выручка по итогам первого полугодия 2019 года составила 1,24 трлн руб., чистая прибыль – 107,1 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ОАО «Российские железные дороги» был впервые опубликован 13.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.12.2018. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 10.09.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ОАО «Российские железные дороги», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ОАО «Российские железные дороги» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ОАО «Российские железные дороги» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023