Рейтинговые действия, 17.12.2018

«Эксперт РА» повысил рейтинг компании «Мерседес-Бенц РУС» до уровня ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 17 декабря 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Мерседес-Бенц РУС» до уровня ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг ruAA со стабильным прогнозом. 

АО «Мерседес-Бенц РУС» (далее - компания) - 100% дочернее предприятие международного концерна Daimler AG (далее - группа), лидирующего мирового производителя автомобилей премиального сегмента. Компания осуществляет импорт легковых и малотоннажных автомобилей группы, их реализацию на территории России, а также производит малотоннажные автомобили и двигатели в партнерстве с Группой ГАЗ (ruBBB). С 2017 года компания является инвестором по проекту локализации производства легковых автомобилей марки Mercedes-Benz в Московской области. На текущий момент проект находится на завершающей стадии с прогнозируемым вводом в эксплуатацию в 1 квартале 2019 года. Объем долга в фактической структуре финансирования проекта оказался значительно ниже ожиданий агентства, что объясняет пересмотр рейтинга компании в сторону повышения. Рейтинг по-прежнему учитывает сильный фактор поддержки со стороны собственников, специфику трансфертного ценообразования между компанией и группой, а также фактор поддержки со стороны государства.

Россия является стратегически важным регионом для бизнеса группы: по продажам ряда моделей автомобилей российский рынок занимает вторые и третьи места в мире, при этом доля компании в совокупной выручке концерна не превышает 2%. Поддержка компании осуществляется путем выдачи прямых гарантий по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам и докапитализации компании в рамках реализации инвестиционного проекта. Также потенциально возможна косвенная поддержка путем предоставления отсрочек по оплате импортируемых автомобилей и комплектующих. Закупка продукции у группы осуществляется компанией в рублях, с последующим хеджированием валютных рисков на уровне Daimler AG, что позитивно оценивается агентством.

Финансовые результаты компании во многом определяются спецификой трансфертного ценообразования с группой. Соглашение об избежании двойного налогообложения между Германией и Россией позволяет группе уплачивать налоги с российского представительства исключительно в российскую казну. В соответствии с принципами ОЭСР и налогового кодекса РФ трансфертные цены на ввозимые автомобили и комплектующие определяются группой на рыночном уровне по правилу вытянутой руки (arm’s length). При этом группой, исходя из внутренней оценки функций и рисков компании, устанавливается ее целевой уровень рентабельности. Фактический уровень рентабельности компании может варьироваться вокруг целевого уровня в зависимости от ситуации на рынке. Так, по итогам 2015 года рентабельность компании по EBITDA, по расчетам агентства, составляла около 8%, после чего в 2016 году был произведен рост трансфертных цен на ввозимые автомобили. В 2016 году показатель составлял уже около 6%, после чего трансфертные цены были вновь увеличены, что совпало с падением выручки от продаж и привело к снижению рентабельности до 1% по итогам 2017 года. За первую половину 2018 года показатель восстановился до 1,5%. Агентство ожидает, что в среднесрочной перспективе восстановление рентабельности компании по EBITDA продолжится, однако показатель не превысит целевой уровень, устанавливаемый группой. 

Проект локализации сборки легковых автомобилей Mercedes-Benz на территории индустриального парка «Есипово» в Солнечногорском районе Московской области был инициирован подписанием специального инвестиционного контракта (СПИК) при участии Минпромторга России и Правительства Московской области. По условиям контракта компания обязуется осуществить инвестиционный проект в соответствии с утвержденным бизнес-планом, который предусматривает инвестирование денежных средств в объеме не менее 15 млрд рублей, достижение плановых объемов выпуска автомобилей, уплату плановых объемов налогов в бюджет, а также создание не менее 1030 рабочих мест. Ход выполнения проекта подлежит ежегодному мониторингу со стороны Минпромторга России. В обязательства государства по проекту входит предоставление компании разнообразных мер поддержки, в том числе существенных налоговых льгот. Совокупность мер государственной поддержки по проекту оценивается агентством как «сильное влияние» государства на компанию и позволяет ему выделить фактор поддержки со стороны государства несмотря на низкую системную значимость компании для экономики России.

Агентство продолжает сдержанно оценивать перспективы премиального сегмента российского рынка легковых автомобилей. По итогам 10 месяцев 2018 года на фоне увеличения общей емкости рынка легковых автомобилей на 15% в натуральном выражении темпы продаж в премиальном сегменте составили 7%. При этом агентство ожидает замедления роста рынка в 2019 году по причине обесценения курса рубля и роста НДС. Высокий уровень конкурентных позиций компании, обусловленный сильным брендом, лидерство группы по продажам в премиальном сегменте, как в России, так и в мире, а также высокий уровень диверсификации продаж - на долю крупнейшего дилера компании приходится не более 12% выручки - компенсируют сдерживающее влияние отраслевого фактора на рейтинг.

Уровень прогнозной ликвидности компании от 30.06.2018 (далее – отчетная дата) на горизонте до конца 2019 года оценивается как высокий: источники ликвидности покрывают направления использования ликвидности более чем на 1,25х. Ключевые затраты компании на текущий момент направлены на завершение инвестиционного проекта по локализации сборки легковых автомобилей в «Есипово». Они в полном объеме обеспечены неиспользованными лимитами долгосрочных кредитных линий. Операционный денежный поток компании с запасом покрывает процентные платежи в прогнозном периоде, а значительный объем неиспользованных краткосрочных кредитных линий служит дополнительным буфером ликвидности на покрытие временных кассовых разрывов.    

Структура финансирования компании на отчетную дату по-прежнему характеризуется низкой долей заемных средств, что позитивно оценивается агентством при оценке «стрессовой» ликвидности и диверсификации пассивов по кредиторам. Долг компании на отчетную дату представлен исключительно остатком по краткосрочным кредитным линиям в объеме 8,3 млрд руб. В третьем квартале 2018 года компанией были заключены договоры о предоставлении долгосрочных кредитных линий в объеме 13,5 млрд рублей, часть которых она планирует использовать для завершения расчетов по капитальным затратам по проекту. При этом агентство не ожидает, что средний объем долга компании в 2019 году превысит 12 млрд руб., а показатель общей долговой нагрузки, долг / EBITDA LTM, окажется выше 4х, так как значительная часть инвестиций в проект уже была осуществлена группой за счет собственных средств. Снижение прогнозируемого уровня долга и уровня процентной нагрузки компании привело к пересмотру рейтинга в сторону повышения.

Оценка агентством профиля корпоративных рисков компании не изменилась. Она по-прежнему характеризуется высоким качеством корпоративного управления на уровне группы, высоким уровнем информационной прозрачности, стратегического обеспечения и риск-менеджмента. Положительное влияние на рейтинг продолжает оказывает высокая степень интеграции менеджмента компании в структуру управления группы.

По данным отчетности РСБУ выручка компании за 9 месяцев 2018 составила 130 млрд руб., чистая прибыль – 2,7 млрд руб., собственный капитал на 30.09.2018 составил 23 млрд руб., активы -  57 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Мерседес-Бенц РУС» был впервые опубликован 27.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.12.2017.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/credits/method (вступила в силу 20.09.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Мерседес-Бенц РУС», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Мерседес-Бенц РУС» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Мерседес-Бенц РУС» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023