Рейтинговые действия, 07.03.2018

«Эксперт РА» пересмотрел рейтинг компании «Трансмашхолдинг» по новой методологии и присвоил рейтинг на уровне ruAA-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 7 марта 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Трансмашхолдинг» по новой методологии и присвоило рейтинг на уровне ruAA-. По рейтингу установлен стабильный прогноз. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruAA со стабильным прогнозом.

ЗАО «Трансмашхолдинг» (далее – ТМХ) является материнской компанией одной из крупнейших машиностроительных групп на территории СНГ, разрабатывающей и производящей широкий спектр железнодорожного транспорта: локомотивы, пассажирские вагоны, электропоезда, вагоны метро и прочее оборудование.

Основное влияние на рейтинг компании при пересмотре оказало обновление методологии присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям в части изменения подхода к выделению фактора поддержки со стороны государства. По обновленным критериям ТМХ характеризуется сильной системной значимостью, но при этом средней степенью влияния государства, что приводит к оценке фактора поддержки как умеренного. При этом ранее агентство выделяло сильный фактор поддержки со стороны государства. Основными критериями, повлекшими сохранение фактора поддержки, являются системообразующий статус ТМХ, высокая доля заказов государственных компаний в структуре выручки и поддержка в форме получения компанией финансирования на льготных условиях и субсидий.

Также агентство более не выделяет фактор поддержки со стороны собственников компании ввиду отсутствия у агентства подтвержденной информации о наличии у собственников – физических лиц активов с условными рейтинговыми классами выше, чем рейтинг самостоятельной кредитоспособности ТМХ.

В качестве постоянного фактора бизнес-риска отмечается высокая зависимость ТМХ от контрактов с крупнейшими покупателями: ОАО «РЖД», АО «ФПК», ОАО «Центральная ППК», ГУП «Московский метрополитен». В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» предусмотрено сохранение объемов закупок продукции ТМХ, что будет означать дальнейшее сохранение доли ОАО «РЖД» в структуре выручки ТМХ. Агентство, тем не менее, принимает во внимание устоявшиеся отношения ТМХ с основными партнерами и долгосрочный характер ряда контрактов компании. На уровень рейтинга компании позитивно влияют ее высокие рыночные и конкурентные позиции. ТМХ удерживает лидерство на большинстве своих рынков сбыта: на рынке локомотивов доля компании достигает более 60%, рынок вагонов метро практически полностью обеспечивается продукцией ТМХ, более половины всех новых пассажирских вагонов в стране также производится компанией. Агентство позитивно оценивает широкую географическую диверсификацию производства – ТМХ оперирует 20-ю производственными площадками, вклад в консолидированную выручку крупнейшей из которых, ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» по итогам периода 30.06.2016-30.06.2017 (далее – «отчетный период») составил 22%. Также существенную роль играют технологические компетенции, подкрепленные партнерством с одним из глобальных лидеров транспортного машиностроения – группой Alstom, и крупнейшая, по оценкам агентства, производственная база для производства тягового подвижного состава.

С июня 2017 года компания значительно уменьшила объем долговой нагрузки за счет завершения расчетов по дебиторской задолженности по контрактам жизненного цикла на поставку вагонов метро ГУП «Московский метрополитен» («КЖЦ-1»). В результате на 30.06.2017 (далее – «отчетная дата») отношение долга к EBITDA за отчетный период составило 3,6x по расчетам агентства. При этом на конец 2017 года ожидаемый уровень отношения долга к EBITDA составил 2,2x по расчетам агентства. Отношение FFO за отчетный период к долгу на отчетную дату составило 39%, что в совокупности трактуется как умеренный уровень долговой нагрузки. Снижение уровня долга, достигнутое ТМХ на отчетную дату и на конец 2017 года, оказало позитивное влияние на уровень рейтинга, и агентство не ожидает дальнейшего существенного роста долговой нагрузки в относительном выражении в перспективе следующих двух лет.

В расчете показателей долговой нагрузки агентство принимает во внимание забалансовые обязательства ТМХ по долговым обязательствам АО «Трансхолдлизинг» (далее – «ТХЛ»). Обязательства возникли ввиду рефинансирования задолженности ГУП «Московский метрополитен» по поставкам вагонов метро производства ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» в рамках контрактов жизненного цикла («КЖЦ-1» и «КЖЦ-2») в результате чего вагоны метро сдаются в долгосрочную аренду по контрактам финансового лизинга, а понесенные расходы на их производство были рефинансированы за счет привлечения долга с синхронным графиком погашения. С учетом квазигосударственного характера обязательств ГУП «Московский метрополитен» перед ТХЛ, агентство трактует вероятность реализации поручительства как невысокую, что отразилось на учитываемой величине поручительств при расчете долговой нагрузки.

В оценке также учтены намерения компании по выпуску облигаций в 2018 году для рефинансирования краткосрочной долговой нагрузки. На отчетную дату процентная нагрузка ТМХ оценивается агентством как невысокая, но при этом объем будущих выплат соотносился с EBITDA и FFO на уровнях 1,5x и 1x.  Для оценки фактора текущей долговой нагрузки была проведена реклассификация 5 млрд руб. (планируемого в 1 полугодии 2018 года выпуска облигаций) из краткосрочных в долгосрочные обязательства на отчетную дату, что привело к отношению процентов и выплат по телу долга в ближайшие 12 месяцев от отчетной даты к EBITDA за отчетный период на уровнях 0,4х и 2х, соответственно. Агентство при этом оценивает риски рефинансирования как невысокие, за счет потенциала выхода компании на рынок публичных заимствований и активного использования невыбранных лимитов по долгосрочных кредитным линиям. С учетом значительного объема невыбранных долгосрочных кредитных линий ТМХ поддерживает высокий уровень прогнозной ликвидности на горизонте 18 месяцев – на уровне 1,55 с учетом оценок агентства ожидаемых дивидендных выплат в объеме порядка 50% от ожидаемой чистой прибыли 2017 года.

В качестве сдерживающего фактора отмечаются невысокие показатели рентабельности. По итогам отчетного периода ROA, ROE, ROS и рентабельность по EBITDA составили 0,9%, 2%, 1% и 7%. Несмотря на тенденцию постепенного улучшения рентабельности компании текущий ее уровень недостаточен для общей позитивной оценки согласно методологии агентства.

Организация риск-менеджмента оценена как недостаточно высокая, в силу того, что отдельное подразделение по управлению рисками в компании отсутствует, и на момент рейтинговой оценки ключевые имущественные риски не были застрахованы. Качество корпоративного управления оценивается как достаточно высокое, но его оценку сдерживает отсутствие закрепленной дивидендной политики и периодическое возникновение поручительств по долговым обязательствам третьих лиц.

По данным консолидированной отчетности ЗАО «Трансмашхолдинг» по стандартам МСФО, на 30.06.2017 активы компании составляли 133,5 млрд руб., капитал - 62,2 млрд руб. Выручка за период 30.06.2016-30.06.2017 составила 130,5 млрд руб., чистая прибыль – 1,1 млрд руб. 

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний http://raexpert.ru/ratings/credits/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 02.10.2017). Ключевые источники информации: данные ЗАО «Трансмашхолдинг», «Эксперт РА», Банка России.

Рейтинг кредитоспособности впервые был присвоен объекту рейтинга 29.01.2016. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении объекта рейтинга был опубликован 30.06.2017. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 02.03.2018. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023