Российский страховой рынок, I полугодие 2003 года
Крупнейшие российские страховые компании
Накануне санации
Рост страхового рынка замедлился вследствие насыщения спроса на псевдострахование, при этом в страховании ряда классических рисков наблюдается настоящий бум
Ирина Коробкова
Страховщики, отказываясь от зарплатных схем, вынуждены мириться с некоторым сокращением прибыли и корректировать свою стратегию поведения на рынке. Лидеры делают ставку на качество страхового обслуживания: за последние полгода значительно расширился спектр страховых услуг в ведущих компаниях, изменилась их кадровая политика, были расширены возможности и функции управления.
В то же время анализ деятельности страховщиков свидетельствует о нестабильности их портфелей. Впервые сравнение списка компаний-лидеров с данными за первое полугодие предыдущего года свидетельствует о сокращении или сохранении прошлых объемов деятельности практически всеми крупнейшими игроками. Причем у ряда компаний взносы сокращаются не только в страховании жизни (чего давно и с нетерпением ожидали приверженцы классического страхования), но и в других сегментах бизнеса. У одних страховщиков резко уменьшились объемы по добровольному медицинскому страхованию, а у других - по страхованию имущества. И уж совсем парадоксальной представляется таблица, посвященная страхованию грузов: из двадцати компаний-лидеров по этому виду за последний год восемь снизили свои объемы.
Не наблюдается и совокупного роста показателей по всему рынку. Тем не менее представители всех крупнейших страховых компаний в один голос говорят о небывалом увеличении спроса на классические страховые продукты и о росте стабильности портфеля.
"Серые" схемы портят брэнд
Одним из факторов сдерживания "серых" схем стало законодательное ограничение. С 1 января 2003 года начал взиматься налог на доходы физических лиц, полученные в виде выплат по страхованию жизни в течение первых пяти лет действия договора. Несмотря на то что данное ограничение довольно просто обойти, страховщики-лидеры, формирующие позитивный брэнд, решили отказаться от непопулярных в глазах массового страхователя услуг. Но свято место пусто не бывает - теперь страхование жизни привлекает новых игроков, которым этот вид услуг кажется наиболее подходящим, чтобы раскрутиться с нуля.
Практика последних лет показывает, что их деятельность не оказывает решающего влияния на общие тенденции развития рынка. Кроме того, компании-"выскочки" начали привлекать пристальное внимание органов страхового надзора. Недавно руководитель Всероссийского союза страховщиковАлександр Коваль заявил, что, по его сведениям, департамент страхового надзора Минфина проверит компании, которые неожиданно и без всяких реальных к тому предпосылок появились в списках крупнейших и у которых высока доля страхования жизни, и возьмет их под контроль.
Еще один фактор нестабильности списков связан с тем, что страхование имущества и ответственности также может использоваться для оптимизации налогообложения. Существуют схемы, связанные с переводом денег за рубеж, получением инвестиционного дохода в виде страховых взносов, увеличением владельцами собственных средств страховщика за счет внесения страховых взносов по заведомо нереализуемым договорам, а также вынужденными операциями, направленными на соблюдение установленных надзорными органами нормативов. Указанные схемы являются вполне законными и время от времени используются практически всеми страховщиками. Как правило, объемы взносов по ним значительны и влияют на итоговые показатели деятельности страховщика. И именно по таким нерисковым операциям наблюдается сокращение взносов у крупнейших компаний. Следовательно, наблюдаемый процесс свидетельствует скорее о вычищении страховщиками своих портфелей и более избирательном подходе к заключению договоров с клиентами.
Без ОСАГО брэнда нет
В этом году у страховщиков был выбор - будут ли они участвовать в обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) или нет. Положительно этот вопрос решили около 130 страховых компаний, большинство их которых являются признанными лидерами страхового рынка.
Участие в ОСАГО потребовало от страховщиков значительных капиталовложений. Во-первых, взнос в Российскую ассоциацию автостраховщиков, членство в которой является обязательным условием участия в автогражданке, составил от 25 тыс. долларов для региональных до 50 тыс. долларов для столичных компаний. Во-вторых, страховщикам, решившим участвовать в ОСАГО, пришлось серьезно расширить сеть продаж. Многие компании, обслуживавшие ранее в основном крупные корпоративные риски, оказались просто не готовыми к работе с широким кругом клиентов-частных лиц.
Новый бизнес потребовал от страховщиков быстрой перестройки, которая затронула в основном структуру управления. Сразу в нескольких крупных страховых компаниях ("Прогресс-Гарант" "НИКойл-Страхование", Русский страховой центр и других) началась коренная модернизация систем обработки информационного потока. Особое внимание страховщикам пришлось уделить кадровой политике.
В итоге на рынке оживилась конкуренция, высшее руководство многих компаний осознало, что наиболее эффективным средством конкурентной борьбы является качество услуг. Большинство лидеров рынка посчитали своим долгом освоить другие ниши страхования. Лицензии на новые виды страхования получили в первом полугодии 2003 года более ста страховщиков.
Об обязаловке
Прошедшее полугодие было отмечено всплеском законодательных инициатив в области обязательного страхования. Разработаны законопроекты об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании, об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта, об обязательном страховании пассажиров, об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. Разрабатывается законопроект об обязательном страховании жилья.
Ни у кого не вызывает сомнений, что в 2003 году общий объем сбора страховых премий значительно вырастет за счет поступлений по ОСАГО. За первые два месяца действия закона заключено около 2-2,5 млн договоров ОСАГО, из которых на структуры "Росгосстраха" приходится около 30%, а доли двух других лидеров ("РЕСО-Гарантия" и "Ингосстрах") - примерно 10%.
Но, кроме того, ОСАГО в качестве стартовой площадки для захвата рынка рассматривают многие страховщики, вынужденные догонять лидеров. И именно здесь их подстерегает опасность. С очень большой степенью уверенности можно утверждать, что далеко не все из 130 работающих в ОСАГО компаний справятся с потоком убытков. В течение ближайших двух лет можно ожидать существенного передела рынка. Если лидеры, скорее всего, останутся неизменными, то в среднем сегменте неизбежна санация. Наиболее вероятен вариант "мягкого ухода" с рынка игроков, столкнувшихся с проблемами: финансовые возможности крупнейших страховщиков уже позволяют им скупать проблемных страховщиков, ориентируясь при этом исключительно на их клиентские базы.
Однако неправильно ставить знак равенства между развитием страхового рынка и развитием обязательных видов страхования. Как ни странно, именно такой вывод - главный результат анализа работы страховщиков в первом полугодии 2003 года. Критики закона об ОСАГО говорят, что он нужен исключительно страховщикам, забывая, что стабильный рост портфеля и доходов может определяться лишь развитием добровольных видов страхования. И этот рост происходит уже сегодня. Эффективность и прибыльность обязательного страхования пока остаются под большим вопросом, а вот реальный, практически двукратный, рост рыночного добровольного страхования, в котором страховщики сами могут устанавливать оправданные тарифы и управлять портфелем - налицо. В добровольном автостраховании этот рост особенно заметен.
Те страховщики, которые полностью не отдадутся погоне за клиентами по ОСАГО, а сумеют грамотно воспользоваться реальным ростом спроса на добровольные страховые услуги, в долгосрочной перспективе получат самые ощутимые преимущества.
Главные события полугодия
Февраль. Госдума приняла в первом чтении поправки к Закону об организации страхового дела. Закон вводит запрет на совмещение личного страхования с другими видами, увеличивает минимальный размер уставного капитала страховщиков с 2,5 до 30 млн рублей, вводит штрафы (до 100 тыс. рублей) за непредоставление страховщиками в срок информации Минфину и несоблюдение зарегистрированных правил страхования.
Март. Создана Национальная ассоциация экспертных компаний на автотранспорте. Данная организация образована в соответствии с Законом об обязательном страховании автогражданской ответственности. До последнего времени специалисты, занимающиеся выяснением обстоятельств наступления страховых случаев, причин повреждения транспортного средства и определяющие стоимость ремонта, были разобщены. В частности, у них отсутствовали единые нормы и правила профессиональной деятельности.
Апрель. Образована финансовая группа "ИФД Капитал_". Суммарный собственный капитал группы составляет около 300 млн долларов. Планируется активизация на открытом страховом рынке компаний, входящих в группу и ранее бывших кэптивными страховщиками нефтяной компании
Апрель. "РЕСО-Гарантия", ПСК и СКПО подписали договор о сотрудничестве для участия в обязательном страховании автогражданской ответственности. Компании обязуются оказывать друг другу услуги по урегулированию убытков застрахованных (по полисам обязательного страхования АГО этих компаний). Договор инициировал процесс заключения массовых многосторонних соглашений между страховщиками. Их цель - выполнить требования закона по охвату представительствами все российские регионы.
Июнь. Консорциум инвесторов во главе с компанией "Тройка Диалог" стал владельцем 75% минус одна акция "Росгосстраха". Оставшиеся 25% плюс одна акция находятся в руках государства (этот пакет не будет выставлен на продажу до тех пор, пока
Июнь. На страховом рынке сменился лидер: по итогам первого квартала наибольший объем страховых взносов собрало Столичное страховое общество. Основные поступления компании приходятся на страхование жизни. Лидировавшая в течение нескольких последних лет
Июль. Вступил в силу Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Базовая ставка страхового тарифа по страхованию легковых автомобилей для физических лиц установлена на уровне 1980 рублей в год, для юридических лиц - 2375 рублей в год. По данным экспертов "Росгосстраха", до 30% обращающихся за полисом ОСАГО клиентов делают это не по принуждению сотрудников ГАИ, а самостоятельно.