Запоздалая реакция ФРС США на крах важного банка вызывает вопросы
Иван Уклеин, директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» |
В марте 2023 г. всем пришлось вспомнить уроки 2008-го. Много было сказано о сделанных выводах за полтора десятилетия, но повторяются и запоздалая реакция, и похожие методы спасения, и та же риторика. Условия с тех пор изменились, и промедление в решении банковских проблем повышает риски глобальной рецессии.
На этот раз все будет иначе?
Март 2023 г. ознаменовался внезапным и стремительным крахом Silicon Valley Bank (SVB). За прошлый год пассивы банка существенно укоротились по срокам, что до начала массового изъятия средств не представляло собой большую проблему. Но рост глобальной инфляции и последовавший за ним цикл повышения ставок привели к снижению стоимости ценных бумаг на балансе SVB, в результате чего банку оказалось сложно оперативно рефинансироваться под залог ценных бумаг или более долгосрочных активов.
Запоздалая реакция ФРС США на крах банка, играющего важную роль в поддержке техноиндустрии и занимающего 16-е место по активам, а также дальнейшие события – вызывают вопросы. Возможно, регулятор недооценил сплоченность действий кремниевого комьюнити, ключевой клиентской базы SVB. Поэтому последующие заявления властей, вплоть до президента страны, о гарантиях всех выплат перед кредиторами задним числом выглядят как авральная мера. С учетом этого возникает впечатление, что уроки 2008 г. были усвоены не в полной мере. Нерасторопность ФРС и ее недооценка риска «эффекта домино», а также классическое заливание проблемы деньгами при повышенных ожиданиях спада мировой экономики и высокой инфляции выглядели неубедительно.
Многие экономисты сходятся во мнении, что фундаментальных причин для краха SVB не было, поскольку в активах банка была не subprime-ипотека, а высоконадежные гособлигации, и ситуацию вполне можно было предотвратить при оперативном вмешательстве регулятора. В таких условиях вызывает недоумение, что ФРС США не предприняла оперативных мер по стабилизации финансового положения SVB, в том числе, например, через долгосрочное РЕПО под залог гособлигаций. Остаются вопросы к тому, насколько подготовленными к очередному финансовому кризису подойдут регуляторы ключевых мировых экономик. Ведь ЕЦБ и ФРС могут попасть в цугцванг: повышение ставки может привести к обвалу экономики, снижение ставки невозможно из-за высокой инфляции, а сохранение status quo будет выглядеть как бессилие.
Сегодня, когда многие экономисты ожидают рецессию в США и боятся вслух произносить то, что за этим последует, для всего мира было очень важным услышать уверенные сигналы финансовых властей США. Но они оказались запоздалыми. Инвесторов по всему миру пугает даже не то, что Silicon Valley Bank мог стать новым Lehman Brothers. Смущают действия регулятора, которые могут быть интерпретированы как отсутствие четкой стратегии в подобных случаях. Паника – главный враг финансового рынка, что в очередной раз доказала реакция клиентов других банков, падение котировок криптовалют и в целом мировых рынков на временную неплатежеспособность одного банка, не входящего в элиту глобальных банков. И несмотря на то, что проблема SVB была залита деньгами, сдержать цепную реакцию не удалось. Новости о проблемах американского банка подогрели опасения относительно положения банка Credit Suisse, что привело к обвалу его акций. Так, 15 марта председатель совета директоров Credit Suisse Group Аксель Леманн заявил, что для спасения одноименного банка государственная помощь не является предметом для обсуждения. Однако чуть позднее в тот же день Credit Suisse публично обратился в ЦБ Швейцарии за финансовой поддержкой, что привело к активной продаже акций западных банков.
Вспомним «Гордиев узел» четырех банков «Московского кольца», который пришлось долго распутывать. Доля этих кредитных организаций в России по привлеченным средствам ФЛ и ЮЛ к середине 2017 г. составляла порядка 7%, в то время как Silicon Valley Bank к началу 2023 г. занимал менее 1% по объему привлеченных средств на банковском рынке США. Тем не менее в 2017 г. Банку России удалось избежать массового изъятия клиентских средств и паники вкладчиков. Российский регулятор по мере развития ситуации в «Открытии» и «Промсвязьбанке» уделил приоритет информированию о непрерывности деятельности банков и заранее обдумывал стратегию заявлений и публикаций, пытаясь смоделировать реакцию финансового рынка (пусть и на порядок меньшего и менее развитого по отдельным критериям, чем американский). Не затрагивая экономическую эффективность решения проблем «Московского кольца», отметим, что с точки зрения последствий для финансовой стабильности страны сегодняшний крах одного американского банка заметно уступает тому, как были проведены крупные санации российских банков в прошлом.
Есть и другой пример из недавнего прошлого, когда оперативные системные действия российского регулятора позволили удержать финансовую систему – в гораздо более напряженных обстоятельствах, чем на банковском рынке США этой весной. Повышение ключевой ставки весной 2022 г. вкупе со стабилизационными мерами Банка России способствовало рассрочке проблем и предоставлению так необходимого экономике и простым людям времени на адаптацию. Поэтому кое в чем выпускники Воробьевых гор усвоили уроки 2008 г. лучше, чем их визави из «Лиги плюща».
Источник: Ведомости