Встали на рельсы
Поделиться
VK


Коммерсантъ

Почему впервые за пять лет динамика корпоративных сегментов превысила динамику розничных, объясняет Зоя Советкина

Почему впервые за пять лет динамика корпоративных сегментов превысила динамику розничных, объясняет Зоя Советкина

Корпоративные сегменты лизингового рынка выросли за прошлый год более чем в два раза и впервые за пять лет обогнали розничные. Драйверами выступили лизинг железнодорожного транспорта и недвижимости, однако в текущем году директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина ожидает снижения темпов роста корпоративных сегментов, как и всего рынка в целом.

Впервые за последние пять лет динамика корпоративных сегментов (железнодорожный и авиатранспорт, водные суда, недвижимость) превысила динамику розничных и составила 119% за прошлый год. Доля корпоративных сегментов в объеме нового бизнеса за 2023 год увеличилась с 19% до 21%, при этом основными драйверами стали лизинг железнодорожного транспорта и недвижимости, а авиализинг показал символические темпы роста (около 2%). Объемы авиасегмента во многом определяют поставки самолетов и вертолетов отечественного производства. Поэтому с учетом сдвига сроков поставки гражданских самолетов SJ-100, МС-21, Ил-114–300 и Ту-214 с 2024 года на 2025–2026 годы мы не ожидаем ощутимого прироста нового бизнеса в авиализинге в текущем году.

Объем лизинга морских и речных судов увеличился в прошлом году более чем в два раза на фоне низкой базы 2022-го и составил 106 млрд руб., однако доля сегмента на лизинговом рынке не превышает 3%. Перестройка торговых маршрутов в последние два года привела к наблюдающемуся сейчас дефициту танкеров и контейнеровозов. Поддержку сегменту водного транспорта оказывают программы льготного лизинга гражданских судов. Однако, несмотря на государственную поддержку, для выхода на стабильное наращивание производства морских и речных судов требуется существенная модернизация промышленной инфраструктуры и развитие наукоемкого производства. Длительные сроки производства на текущий момент не позволяют оперативно восполнить дефицит судов, в связи с этим мы также не ожидаем высоких темпов роста сегмента в 2024 году.

Объем нового бизнеса в сегменте лизинга недвижимости составил 206 млрд руб. и показал самые высокие темпы роста среди всех сегментов рынка (+761%), что позволило сегменту на рынке лизинга занять долю 5,7% и войти в топ-5. Стоит отметить, что столь стремительный рост связан с проведением разовых крупных сделок с коммерческой недвижимостью отдельными лизингодателями. Потенциальной точкой роста сегмента могло бы стать развитие рынка лизинга жилой недвижимости. Однако на текущий момент по сравнению с ипотекой лизинг недвижимости для физических лиц имеет ряд недостатков, основные среди них — отсутствие льготных программ и необходимость уплаты НДС. Впрочем, проработка вопроса развития лизинга жилья предусмотрена Стратегией развития финансового рынка до 2030 года. В случае внесения законодательных изменений лизинг жилой недвижимости мог бы стать альтернативой привычной ипотеке.

Сегмент железнодорожной техники показал рост на 63% за прошедший год и составил 396 млрд руб., а его доля на рынке лизинга составила значимые 11%. Перенастройка логистических цепочек вкупе с необходимостью обновления парка и резким ростом цен на вагоны стали основными драйверами объема нового бизнеса с железнодорожной техникой в 2023 году. В конце 2023-го количество вагонов превысило исторический максимум в 1,3 млн штук, что является избыточным для сети. Увеличение числа вагонов привело к снижению пропускной способности, замедлению перевозок и снижению оборачиваемости вагона. При этом снижение оборачиваемости вагона, в свою очередь, повышает потребность в новых вагонах и увеличивает цены и арендные ставки. В результате на рынке сложилась парадоксальная ситуация: избыточное количество вагонов ведет к еще большему увеличению в их потребности и стоимости. Решению проблемы отчасти может способствовать дальнейшее развитие инфраструктуры на основных направлениях, в частности завершение очередного этапа модернизации Восточного полигона до конца 2024 года. Высокий спрос на вагоны, очевидно, сохранится в течение 2024-го, что вкупе с ростом цен на вагоны позволит, по нашему мнению, лизингу железнодорожной техники показать темпы роста порядка 20%.

Источник: Коммерсантъ

Публикации по тематике


Лизинг дорос до спада

Коммерсантъ

Розничный сегмент не смог поддержать корпоративный
04.09.2024

Лизинг высокой концентрации

Коммерсантъ

Топ-10 компаний занял 77% рынка
30.05.2024

Встали на рельсы

Коммерсантъ

Почему впервые за пять лет динамика корпоративных сегментов превысила динамику розничных, объясняет Зоя Советкина
10.04.2024

Дочерний лизинг

Коммерсантъ

Доля близких к государству крупных компаний на рынке растет
06.03.2024

В "Эксперт РА" рассказали о росте нового бизнеса в лизинге

РИА Новости

"Эксперт РА": рост нового бизнеса в лизинге в 2023 году составил 81%
06.03.2024