Региональные финансы, 10.04.2023

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на 2023-й
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Бухарский Владислав
Татьяна Тирских
Гульназ Галиева

Резюме

Спустя год после ковидного кризиса экономическое здоровье регионов снова ухудшилось в результате санкционного давления и макроэкономической нестабильности. По итогам 2022 года почти в половине регионов наблюдалась отрицательная динамика показателей экономического здоровья. Наибольшие негативные последствия испытало население, в результате чего реальные доходы снизились на 1,4%, а розничная торговля просела на 6,7%. Бизнес пострадал менее чем в половине регионов, наиболее существенным индикатором стало снижение поступлений по налогу на прибыль. Консолидированные региональные бюджеты пострадали в меньшей степени, однако долговая нагрузка1 выросла в 31 регионе из 85, в основном в результате привлечения бюджетных инфраструктурных кредитов.

По ожиданиям агентства «Эксперт РА» нарастающее влияние санкционного давления не позволит в текущем году восстановить экономические показатели до уровня 2021-го, однако инфляция может опуститься до 6,5%, а реальные доходы, в т. ч. благодаря социально ориентированной политике, продемонстрируют рост до +3% к уровню 2022-го. Среднегодовая безработица не поднимется выше 4%. Для бизнеса продолжит действие ряд послабляющих мер, что в совокупности с процессами импортозамещения и возможным выходом на рынки дружественных стран позволит частично компенсировать снижение прибыли. Региональные бюджеты начали 2023 год с определенной подушкой безопасности в виде остатков средств на счетах и резервных фондов, которыми они смогут воспользоваться в случае ухудшения ситуации.

Интегральная оценка экономического здоровья российских регионов: хуже, чем в 2021-м, но лучше, чем в 2020-м

Макроэкономическая нестабильность и санкционное давление привели к снижению экономического здоровья ряда регионов, однако совокупная динамика оказалась менее негативной, чем по итогам ковидного 2020 года.

Проведенная оценка экономического здоровья регионов по итогам 2022 года свидетельствует о сохранении их дифференциации: восемь регионов сосредоточилось в группах с умеренно низким (семь) и низким (один) экономическим здоровьем, при этом 26 регионов – в группах с умеренно высоким (14) и высоким (12) уровнем благосостояния. На среднем уровне находится экономическое здоровье шести регионов, выше среднего – 18 и ниже среднего – 27. Тем не менее если сравнивать данное распределение с итогами ковидного 2020 года, то суммарное количество регионов с умеренно высоким уровнем и уровнем выше среднего в 2022-м увеличилось, а количество регионов с умеренно низким и низким уровнем сократилось2 , что в целом говорит о лучшем состоянии экономического здоровья регионов в прошедшем году по сравнению c 2020-м.

Тем не менее макроэкономическая нестабильность, геополитическое и санкционное давление в 2022 году дали о себе знать: почти в половине регионов наблюдалась отрицательная динамика показателей экономического благосостояния. Отчасти снижение экономического здоровья произошло на фоне весьма благополучного 2021 года, но динамика оказалась менее негативной по сравнению с той, что была в 2020-м3 . В итоговом рэнкинге регионов по экономическому здоровью в 2022 году произошли незначительные перестановки по сравнению с последними оценками, проведенными по итогам 2020-го. Группу лидеров пополнили Республика Татарстан и Мурманская область, вытеснив Ненецкий автономный округ и Московскую область, где сложившийся уровень показателей экономического здоровья по итогам 2022 года не позволил закрепиться в топ-10. Так, в случае Республики Татарстан динамика большинства показателей, характеризующих благосостояние населения, состояние бизнеса и консолидированного бюджета, выглядела значительно лучше, чем в регионах, покинувших десятку лидеров. Мурманская область смогла войти в группу лидеров благодаря высокой базе экономических критериев в 2021 году и остаться в ней, несмотря на достаточно негативную динамику ряда показателей в 2022-м.

Таблица 1. Разрыв между регионами с сильным экономическим здоровьем и слабым сохраняется на высоком уровне

Таблица 1. Разрыв между регионами с сильным экономическим здоровьем и слабым сохраняется на высоком уровне

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, Банка России, портала «Электронный бюджет», Минфина России

В остальном же лидерские позиции последние годы сохраняются за Москвой и Северной столицей, Санкт-Петербургом, где среди прочего один из самых низких уровней безработицы в стране и наиболее благоприятные условия для бизнеса. А также за регионами со значительной сырьевой базой и высокой рентой, где, соответственно, высокие доходы регионального бюджета и населения, и, как правило, низкая долговая нагрузка бюджета. Регионы с наиболее слабым экономическим здоровьем характеризуются пониженной покупательной способностью населения и соответствующими показателями потребления, а также несущественным притоком инвестиций и развитием бизнеса на территории, в результате чего бюджет таких регионов формируется в значительной степени за счет поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Экономическое здоровье населения приняло удар на себя

Экономическое здоровье населения регионов, несмотря на сохраняющийся пониженный уровень безработицы, просело больше всего: основной причиной стало уменьшение доходов и ослабление покупательской активности населения на фоне высокой инфляции.

Численность населения в 2022-м продолжила снижаться: предварительные данные на 01.01.2023 (с учетом Всероссийской переписи населения 2020 года) свидетельствуют о том, что показатель сократился на 555,3 тыс. человек (-0,4%), при этом оперативная информация по естественному движению населения за январь–декабрь 2022-го отражает убыль в размере 599,6 тыс. человек. По сравнению с 2021-м данная динамика является менее негативной, смертность сократилась более чем на 20%, однако убыль населения остается на высоком уровне, что отражает сохраняющиеся негативные черты экономического здоровья населения в завершившемся году.

Тем не менее в силу новых сложившихся обстоятельств 2022 год оказался для населения действительно непростым: в 67 регионах наблюдалась негативная динамика экономического здоровья населения. Основной вклад в отрицательную динамику для большинства регионов внесло снижение доходов населения и соответствующей покупательской активности. Так, по итогам предыдущего года в 72 регионах наблюдалась отрицательная динамика реальных денежных доходов населения, при этом снижение по стране составило -1,4% к соответствующему периоду 2021-го. Среди регионов с наибольшим снижением есть, например, те, где занятость и в целом экономическая активность в значительной степени зависит от деятельности зарубежных компаний, локализованных в регионах (Калининградская и Калужская области), при этом в числе девяти регионов с положительной динамикой доходов есть те, чья экономика в существенной степени опирается на добывающие производства (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Саха (Якутия)). Следует отметить, что динамика реальных денежных доходов в первых трех кварталах 2022-го выглядела значительно хуже, а в IV квартале впервые за год наблюдался рост на 0,4 п. п. к соответствующему периоду 2021-го, на что, по всей видимости, повлияли накопившиеся социальные выплаты, выплаты мобилизованным и поддержка их семей. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах по итогам 2022 года снизился в 71 регионе, при этом среди регионов с наиболее существенным спадом оказались города федерального значения, а также Московская область, что среди прочего обусловлено закрытием на ее территории площадок зарубежных ретейлеров. Так, спад оборота розничной торговли непродовольственными товарами в Московской области составил почти 23% к уровню 2021 года. В свою очередь динамика платных услуг в большинстве регионов (64) по итогам года оказалась в положительной зоне, что частично обусловлено двойной индексацией тарифов на ЖКХ в 2022-м. Индексация также стала составной частью роста инфляции на фоне событий 2022 года.

Среднегодовая безработица в 2022-м снизилась на 0,9 п. п., до 3,9%, при этом ее сокращение наблюдалось во всех регионах, за исключением Ненецкого автономного округа. Можно полагать, что помимо прочего ограничивающее влияние на рост безработицы оказала государственная помощь, в которую входило поддержание занятости населения, включая разрешение временного перевода к другому работодателю4 , предоставление субсидий организациям, которые наняли уволенных граждан5 , предложение по переобучению по востребованным на локальном рынке труда профессиям6 , расширение практики заключения социального контракта с гражданами, потерявшими работу7 , поддержка центрами занятости граждан, находящихся под риском увольнения.

По итогам 2022 года группа лидеров по экономическому здоровью населения была сформирована городами федерального значения, экономически развитыми и ресурсными регионами, где среднедушевые доходы населения позволяют приобрести от 2,6 и выше фиксированных наборов потребительских товаров и услуг по ценам, характерным для конкретного региона. В сильных регионах оборот розничной торговли на душу населения превышает 262 тыс. рублей, уровень просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, достаточно низкий (за исключением жителей Краснодарского края, где уровень просроченной задолженности по кредитам определенно превышает уровень других регионов из топ-10), а рост цен в 2022 году оказался сравнительно сдержанным (во всех регионах из топ-10, за исключением Московской области, индекс потребительских цен оказался ниже среднероссийского уровня). Также на низком уровне по сравнению с другими регионами находится среднегодовой показатель безработицы (за исключением Сахалинской и Магаданской областей, у которых безработица выше среднероссийского уровня и уровня других регионов из топ-10).

Таблица 2. Экономическое здоровье населения большинства лидеров и аутсайдеров ухудшилось в 2022 году

Таблица 2. Экономическое здоровье населения большинства лидеров и аутсайдеров ухудшилось в 2022 году

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, Банка России

Регионы из группы с низким текущим уровнем экономического здоровья населения характеризуются слабой покупательной способностью среднедушевых доходов населения и низкими показателями розничной торговли. В большинстве регионов из данной группы среднедушевые доходы позволяют приобрести менее 1,7 фиксированного набора потребительских товаров и услуг, а в случае Республик Тыва, Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республики среднедушевые доходы не более чем на 40% превышают стоимость фиксированного набора. В отстающих регионах оборот розничной торговли на душу населения не превышал 219 тыс. рублей, при этом в Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике он ниже 100 тыс. рублей, уровень просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, достаточно высокий (за исключением жителей Республики Тыва, у которых он составил 3,5%, что ниже среднероссийского уровня на 0,5 п. п.). Во всех регионах-аутсайдерах среднегодовой уровень безработицы превышает среднероссийские значения, при этом в семи регионах это превышение составляет более чем в два раза.

Экономическое здоровье регионального бизнеса: урок адаптации пройден

Региональный бизнес в 2022-м показал хорошие способности адаптации к негативным внешним условиям, при этом он также имел государственную поддержку, что в совокупности позволило пройти год без критических потрясений.

Региональный бизнес прошел 2022 год более позитивно, чем население: динамика его экономического здоровья была положительной в 54 регионах, при этом каждый из четырех составных показателей данного блока отразил улучшение в 23 регионах. Регионов с негативной динамикой сразу по всем критериям не наблюдалось, а регионов с одним положительным показателем было только шесть: Курская, Костромская, Вологодская, Липецкая, Белгородская и Мурманская области. Важное влияние на результат оказала помощь бизнесу, которая включала несколько десятков мер, в т. ч. направленных на поддержание инвестиционной активности (льготное кредитование малого и среднего бизнеса для инвестиционных целей), упрощения в налоговой сфере, поддержка строительного сектора за счет сохранения льготной ипотеки, а также некоторые другие.

Так, объем инвестиций за 2022 год вырос по стране на 4,6% к уровню 2021-го в сопоставимых ценах. Позитивная динамика инвестиций сложилась в 48 регионах, что говорит о том, что бизнес в большинстве регионов не только не свернул инвестиционные проекты, но, и, по всей видимости, еще и увеличил инвестиционную активность. В значительной степени инвестиционная активность была поддержана за счет поступлений из федерального бюджета на реализацию национальных проектов. Лидерами по приросту инвестиций в основной капитал стали Республика Алтай (в 1,8 раза), Севастополь (в 1,6 раза), а также Владимирская область и Чукотский автономный округ (почти в 1,5 раза). Инвестиционный всплеск в Республике Алтай наблюдался в регионе на фоне реализации крупных проектов, включая курорт «Манжерок», гостиничный комплекс Altay Wellness Village и др. Рост во Владимирской области связан в основном с реализацией проектов в сфере транспортировки и хранения (прирост инвестиций в три раза, доля сферы в общем объеме инвестиций превысила 60%). Позитивная динамика Севастополя, по всей видимости, обусловлена продолжением реализации государственной программы его развития, инвестиции по итогам 2022 года на 82,6% состояли из бюджетных средств (больше только в Республике Ингушетия). Чукотский автономный округ оказался в большом плюсе благодаря приходу новых резидентов с крупными проектами, включая строительство Баимского ГОКа на базе месторождения «Песчанка», освоение месторождения «Пыркакайские штокверки». Крупнейшее снижение инвестиций в основной капитал среди регионов наблюдалось в Астраханской области (-34,6%), Республике Калмыкия (-33,1%) и Костромской области (-30,6%).

Несмотря на определенный спад спроса на жилье в 2022 году, ввод новых жилых зданий оказался рекордным, превысив уровень 2021-го на 10,7%. Наиболее позитивная динамика ввода жилья наблюдалась в Мурманской области (рост в 3,5 раза) и Ненецком автономном округе (в два раза), что в основном связано с реализацией федеральных программ, а наиболее негативная – в приграничных Белгородской и Липецкой областях, а также в Тамбовской области, где ввод жилья упал более чем на 44% к уровню 2021 года. Так или иначе, концентрация ввода жилья только усилилась: в 2022 году на 10 регионов пришлось более 50% всей введенной жилой площади, лидерами по совокупному объему остаются крупнейшие регионы страны (Москва и Санкт-Петербург, околостоличные Московская и Ленинградская области, а также Краснодарский край).

Что касается непосредственно бюджетных результатов, то прирост поступлений по налогу на прибыль организаций наблюдался в 47 регионах, по налогам на совокупный доход – в 83 регионах. Это свидетельствует о достаточно высокой адаптивности особенно малых и средних предприятий: в 13 регионах поступления по налогам на совокупный доход выросли более чем на 30%, при этом спад был только в Мурманской и Сахалинской областях. В случае налога на прибыль организаций важное значение имели конъюнктурные условия, а в случае 2022 года – еще и санкционные ограничения. Особенно острое снижение налога на прибыль наблюдалось в регионах, экономика которых завязана на автопром, металлургию, добычу железной руды. Так, лидерами по снижению налога на прибыль организаций стали Липецкая (-53,3%), Курская (-46,3%) и Белгородская (-45,2%) области, для которых предыдущий 2021 год был достаточно доходным. В отдельных регионах негативное влияние на поступления налога на прибыль оказал уход иностранных компаний, однако их место на рынке старались занимать отечественные предприятия.

Группа лидеров по текущему уровню экономического здоровья регионального бизнеса объединяет преимущественно регионы, где наблюдались высокая инвестиционная активность (не менее 178 тыс. рублей инвестиций на душу населения) и достаточно большой объем поступлений налога на прибыль организаций на душу населения (не менее 41 тыс. рублей). Из списка лидеров только три региона входят в топ-10 по вводу жилья на душу населения и уровню поступлений налогов на совокупный доход на душу населения.

В группе отстающих регионов деятельность бизнеса крайне слабая, инвестиционная активность не превышает 99 тыс. рублей на душу населения, а ее минимальные значения составляют менее 52 тыс. рублей на человека (в Республиках Ингушетия и Тыва). Ввод жилья в данных регионах незначительный, он составляет не более 0,5 кв. метра на человека, что отражает в т. ч. низкие платежеспособность и спрос на территории. Из-за низкого развития бизнеса налоговые отчисления в виде налога на прибыль организаций и налогов на совокупный доход невелики и не превышают 10 и 6 тыс. рублей на душу населения соответственно, при этом в Республике Ингушетия данные отчисления находятся на минимальном уровне и составляют менее 1 тыс. рублей.

Таблица 3. Лидерами экономического здоровья регионального бизнеса стали города федерального значения и ресурсные регионы

Таблица 3. Лидерами экономического здоровья регионального бизнеса стали города федерального значения и ресурсные регионы

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, Банка России, портала «Электронный бюджет»

Экономическое здоровье консолидированного бюджета регионов оказалось наименее уязвимо

Несмотря на геополитическое и санкционное давление, преобладающее большинство региональных бюджетов показало увеличение налоговых и неналоговых доходов, однако сложившийся опережающий рост расходов над совокупными доходами, а также привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов привели к повышению долговой нагрузки.

Экономическое здоровье консолидированного бюджета регионов имело негативную динамику только в 16 регионах, что сравнительно с населением или бизнесом является более устойчивым результатом. Несмотря на довольно пессимистические ожидания экспертного сообщества в начале 2022 года, по его окончанию регионы показали достаточно позитивные результаты: рост налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) консолидированного бюджета на душу населения наблюдался в 73 регионах. Объем ННД консолидированного бюджета по регионам в 2022 году увеличился на 12,9% к уровню 2021-го, при этом в пяти регионах прирост ННД составил более чем на 30%: лидерами стали Республика Ингушетия (+53,3%), Сахалинская область (+50,6%), Санкт-Петербург (+41,7%), Кемеровская область (+34,3%) и Ямало-Ненецкий автономный округ (+31,5%). Наиболее существенное снижение ННД наблюдалось в Липецкой (-16,6%), Белгородской (-12,6%) и Курской (-12,1%) областях, в т. ч. за счет высокой базы 2021 года, а также в Республике Саха (Якутия) (-15,7%) в результате сокращения поступлений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Поддержка федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов увеличилась в 2022 году в целом не так значительно, на 6,7%, а совокупный рост доходов консолидированного бюджета регионов составил 12,1%.

Тем не менее расходы консолидированных бюджетов регионов повышались опережающими темпами относительно доходов, в целом по всем регионам рост составил +16,3% к уровню 2021 года. Увеличение расходов было зафиксировано практически во всех регионах, за исключением Удмуртской Республики, и оно, среди прочего, было обусловлено реализацией национальных проектов, выполнением социальных обязательств и ростом цен в целом по году. В результате такого роста расходов большинство регионов (50) исполнили консолидированный бюджет с дефицитом, который был покрыт не только остатками средств на счетах, накопленными по итогам благополучного 2021 года, но и привлеченными заимствованиями на его покрытие, а также включал бюджетные инфраструктурные кредиты из федерального бюджета. Объем банковских кредитов в 2022 году увеличился у 10 регионов (суммарно на 23,8 млрд рублей), а объем облигационных займов – только у Калининградской и Магаданской областей (суммарно на 0,6 млрд рублей), ставшими единственными эмитентами среди регионов в 2022-м. Потребность выхода на долговой рынок была частично снята проведенным замещением рыночного долга регионов и муниципалитетов бюджетными кредитами из федерального бюджета, что в совокупности с привлечением инфраструктурных кредитов привело к росту объема бюджетных кредитов на 608,5 млрд рублей, или на 44,4% к уровню 2021 года. Совокупный объем консолидированного долга регионов увеличился с 2,7 до 2,9 трлн рублей, а долговая нагрузка в среднем по регионам сократилась на 0,9 п. п. в результате отмеченного роста ННД, при этом повышение долговой нагрузки наблюдалось в 31 регионе. В большей степени долговая нагрузка выросла в Республике Карелия (+14,5 п. п. к уровню 2021 года) и Магаданской области (+14,5 п. п.), причиной стало привлечение бюджетных инфраструктурных кредитов и коммерческих заимствований. Вместе с тем в пяти регионах долговая нагрузка снизилась более чем на 10 п. п., включая Республику Мордовия, где долговая нагрузка сократилась почти на 57 п. п. в результате погашения долга за счет средств из федерального бюджета в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета.

Упомянутое замещение рыночного долга бюджетными кредитами привело к тому, что доля последних в структуре консолидированного долга выросла с 51,3% в 2021 году до 68,5% в 2022-м. В свою очередь это существенно удешевило обслуживание долга: если по всем регионам в 2021 году расходы на обслуживание долга составляли 0,7% от ННД, то в 2022-м это значение упало до 0,5%. Снижение удельного значения расходов на обслуживание долга наблюдалось в 59 регионах, при этом наиболее позитивная динамика отмечена в регионах с наибольшим сокращением долговой нагрузки (Республики Мордовия и Хакасия, Смоленская и Псковская области).

Группа лидеров по экономическому здоровью консолидированных бюджетов включает регионы с высокой бюджетной обеспеченностью, к которым относятся города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и ряд ресурсных регионов): объем ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированный на стоимость фиксированного набора) таких регионов превышает 105 тыс. рублей, при этом для НАО, ЯНАО и Сахалинской области данное значение превышает 470 тыс. рублей. Долговая нагрузка данных регионов, за исключением Мурманской области, составляет не более 9%, при этом в семи регионах она находится на уровне ниже 5%. Облуживание долга занимает незначительную часть бюджетных ресурсов регионов и колеблется от 0,03% в Тюменской области до 0,55% в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что Севастополь, не имеющий долга, а также Приморский и Алтайский края с достаточно низкими показателями долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга в группу лидеров не вошли в связи с невысокими значениями бюджетной обеспеченности.

К группе отстающих по экономическому здоровью консолидированных бюджетов относятся регионы с повышенной долговой нагрузкой, которая составляет минимум 46,7% в случае Карачаево-Черкесской Республики и достигает 85,3% в Республике Мордовия. Расходы на обслуживание долга у регионов из данной группы составляют не менее 0,9% от ННД (в Орловской области), а в ряде случаев близки к 2% (Томская область и Республика Калмыкия) или превышают их (Ульяновская область). Поступления по ННД на душу населения в данной группе регионов находятся на низком уровне и составляют в среднем 60,2 тыс. рублей, при этом Карачаево-Черкесская Республика и Республика Калмыкия входят в топ-10 регионов с самыми низкими показателями поступлений (29,1 и 48,5 тыс. рублей соответственно).

Таблица 4. Только два региона показали негативную динамику среди лидеров и аутсайдеров по экономическому здоровью консолидированного бюджета

Таблица 4. Только два региона показали негативную динамику среди лидеров и аутсайдеров по экономическому здоровью консолидированного бюджета

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным портала «Электронный бюджет», Минфина России

Государство продолжит оказывать поддержку

В 2023 году регионы продолжат испытывать сложности на фоне нарастающего санкционного давления, которое, вероятно, не позволит существенно восстановить потребительскую активность населения, будет сдерживать развитие бизнеса и соответствующим образом ограничит рост поступлений в региональные бюджеты. Государственная поддержка всех направлений позволит справиться с трудностями с наименьшими потерями.

Текущий год для экономического здоровья регионов, вероятно, также будет сложным, что связано с рисками ужесточения санкционных ограничений. Тем не менее на фоне высокой базы 2022 года инфляция в 2023-м может снизиться до 6,5%, что в совокупности с увеличением МРОТ приведет к росту реальных денежных доходов населения до +3% к уровню 2022-го. Потребительская активность населения будет следовать за реальными доходами, однако оборот розничной торговли вряд ли восстановится до уровня 2021 года. Экспортные ограничения будут по-прежнему лимитировать расширение бизнеса, а возможные проблемы с получением импортных комплектующих для производства будут негативно влиять на его прибыльность. Постоянный уход с российского рынка все новых зарубежных компаний открывает для отечественных предприятий соответствующие ниши, однако их заполнение, а также налаживание полного импортозамещения является делом нескольких лет. Рост ННД консолидированных бюджетов регионов, вероятно, замедлится, однако расходы будут по-прежнему сохраняться на высоком уровне, только по региональным бюджетам на 2023-й совокупный объем утвержденного дефицита в начале года составлял порядка 1,6 трлн рублей. Значительная его часть будет профинансирована остатками средств на счетах, а другая включает инфраструктурные бюджетные кредиты и покрытие за счет рыночных заимствований. С точки зрения процентных ставок 2023 год вероятнее всего будете благоприятнее, поэтому на рынок облигаций выйдет большее количество регионов и муниципалитетов, чем в 2022-м. То есть в целом долговая нагрузка для значительной части регионов продолжит расти, что негативным образом отразится на экономическом здоровье. На случай ухудшения внешних условий региональные бюджеты также имеют подушку безопасности в виде резервных фондов региональных правительств, общий объем которых составляет на 2023 год порядка 0,3 трлн рублей, а также остатки средств на счетах.

Так или иначе текущему году, также как и 2022-му, пройти менее болезненно позволит государственная поддержка. Речь идет не только об индексации всевозможных выплат населению, но и об упрощении их получения в результате появления новых инструментов социальной политики (единого пособия на детей, единого Фонда пенсионного и социального страхования). Продолжит действовать ряд мер, направленных на поддержание занятости населения, станет доступнее процедура внесудебного банкротства, которая позволит бесплатно списать долги. Для бизнеса, как и годом ранее, будут действовать определенные льготы и ограничения в проверках, при этом на 2023-й правительству РФ поставлена приоритетная задача по устранению логистических проблем и увеличению партнерства с дружественными государствами, что потенциально откроет бизнесу дополнительные рынки сбыта. Как показывает опыт нескольких предыдущих кризисных лет, Федерация также не оставляет и бюджеты регионов без поддержки в случае необходимости, распределяя дополнительные объемы дотаций на бюджетную сбалансированность или реструктурируя их долги, поэтому текущий год вряд ли станет исключением при ухудшении внешних обстоятельств.

Карты

Карта 1. Дифференциация текущего уровня развития российских регионов

Карта 2. Дифференциация региональной динамики

Экономическое здоровье регионов: краткая методология

Для оценки экономического здоровья регионов использовались показатели текущего уровня развития российских регионов (карта состояния) и показатели динамики изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития. Карта динамики позволяет увидеть дифференциацию регионов по темпам изменений: в каких регионах наблюдается позитивная динамика, а в каких идет ухудшение показателей.

Целесообразность оценки экономического здоровья регионов обусловлена, во-первых, существованием значительного лага (почти полтора года), с которым публикуются данные по ВРП (валовому региональному продукту) российских регионов. Причем показатели ВРП не в полной мере отражают ситуацию в регионе: существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП в том или ином регионе не в полной мере отражаются на экономическом здоровье населения, бизнеса и бюджета. Во-вторых, различные ведомства публикуют достаточно большие массивы данных по многим аспектам функционирования региональных экономик, причем довольно оперативно, с небольшими временными лагами. Использование, по крайней мере, части этих массивов данных в виде интегральных показателей позволяет, на наш взгляд, более полно отслеживать как текущее состояние экономического здоровья региона, так и направление его изменения.

В качестве источников информации выступают данные Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федерального казначейства, Росстата, ЕМИСС, портала «Электронный бюджет». При расчете используемых показателей применялись данные за 2019–2022 годы.

Показатели для оценки текущего уровня развития региона:

Экономическое здоровье населения региона
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов
Оборот розничной торговли на душу населения
Индекс потребительских цен
Уровень безработицы
Просроченная задолженность по кредитам физлицам
Экономическое здоровье регионального бизнеса
Инвестиции в основной капитал на душу населения
Вводы жилья на душу населения
Поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения
Поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ региона на душу населения
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона
Прямой долг КБ региона к ННД КБ региона
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированные на стоимость фиксированного набора)

Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики:

Изменение экономического здоровья населения региона
Динамика реальных денежных доходов населения
Динамика розничной торговли в сопоставимых ценах
Динамика объема платных услуг населению
Динамика уровня просрочки по кредитам населению
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса
Динамика ввода жилья
Прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона
Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
Динамика ННД КБ на душу населения

Примечание:
КБ – консолидированный бюджет; ННД – налоговые и неналоговые доходы; прямой долг – сумма долга региона по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.

С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения перечисленных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения, которые определялись экспертным образом, в т. ч. в зависимости от значимости показателя) получались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического здоровья региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.

Приложение

Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений

Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, Банка России, портала «Электронный бюджет», Минфина России

1 Долговая нагрузка рассчитывалась как соотношение прямого долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета региона. Прямой долг консолидированного бюджета региона учитывает объем долга субъекта РФ по государственным облигациям, банковским кредитам, бюджетным кредитам (предоставленных федеральным бюджетом), по иным долговым обязательствам, а также объем долга муниципалитетов по государственным облигациям, банковским кредитам и иным обязательствам.

2 В 2020 году суммарное количество регионов с умеренно высоким уровнем и уровнем выше среднего составляло 16, а с умеренно низким и низким – 12.

3 В 2020 году сложилась отрицательная динамика показателей практически во всех регионах.

4 http://government.ru/sanctions_measures/measure/68/.

5 http://government.ru/docs/45721/.

6 http://government.ru/sanctions_measures/measure/32/.

7 Социальный контракт – это специальный договор, который заключается между органами соцзащиты и малоимущей семьей (или малоимущим гражданином). Благодаря соцконтракту можно пройти переобучение, открыть свое дело, развить личное подсобное хозяйство, устроиться на работу, получить поддержку в трудной жизненной ситуации; http://government.ru/sanctions_measures/measure/34/.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

На фоне сложившихся событий с 2022 года и по настоящее время особое внимание на себя обращает изменч... 26.12.2023
Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Инвестиционная привлекательность регионов из-за событий 2022 года ослабела. В соответствии с расче... 16.10.2023
Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Исполнение региональных бюджетов на протяжении последних двух лет с агрегированным профицитом, отсут... 10.05.2023
Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на 2023-й

Спустя год после ковидного кризиса экономическое здоровье регионов снова ухудшилось в результате сан... 10.04.2023
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на <span style=2023-й">

Проверка на прочность: региональные бюджеты и экономика под натиском санкций

Не успев прийти в себя после шоковых событий от последствий пандемии, российские регионы столкнулись... 15.03.2023
Проверка на прочность: региональные бюджеты и экономика под натиском санкций
Вся аналитика