Промышленность, 30.05.2023

Транспортники приземлились с убытком
Поделиться
VK


РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний

Выручка крупнейших грузовых авиакомпаний России в 2022 году упала на 69,2%, до ?71,9 млрд, – минимум за последние пять лет. Дальнейшее развитие зависит от открытия международных рынков и начала использования российской авиации

Общий чистый убыток крупнейших грузовых авиакомпаний России по итогам 2022 года составил 2,1 млрд руб. против суммарной чистой прибыли 59,6 млрд годом ранее, следует из отчетностей перевозчиков по РСБУ, которые проанализировал РБК. Это худший результат за последние три года. При этом их общая выручка сократилась на 69,2%, до 71,9 млрд руб., – минимальный результат за последние пять лет.

Для сравнения: суммарная чистая прибыль ведущих пассажирских авиакомпаний по итогам прошлого года достигла рекордных 87,8 млрд руб., что в 2,8 раза больше, чем в 2021-м. Это произошло во многом благодаря субсидиям более чем на 100 млрд руб. Грузовым авиакомпаниям досталось от государства в десятки раз меньше – 2,9 млрд руб.

Кто возит грузы

По данным Росавиации, на конец мая 2023 года в парке семи основных авиакомпаний (в 2021-м обеспечили не менее 54% всех перевозок, данные за 2022-й не публиковались), специализирующихся на перевозке грузов, находится 48 самолетов российского (22) и американского (26) производства.

  • AirBridgeCargo (18 самолетов Boeing 747/777).
  • "Волга-Днепр" (восемь Ан-124 и пять Ил-76).
  • "Авиастар-ТУ" (пять Boeing 757 и три Ту-204).
  • "Авиакон Цитотранс" (пять Ил-76).
  • "Атран" (два Boeing 737).
  • "Ерофей" (один Boeing 757).
  • SkyGates (один Ил-76).

В середине февраля 2022 года, по данным Росавиации, у этих перевозчиков было на восемь самолетов больше – суммарно 56 грузовых самолетов.

Почему перевозчики грузов получили убыток

Еще в январе-феврале 2022 года перевозки грузов на воздушном транспорте росли: к аналогичному периоду 2021 года они увеличились на 4,5%, почти до 210 тыс. т. Через несколько дней после начала специальной военной операции на Украине в конце февраля 2022 года против России и ее воздушного транспорта были введены международные санкции. Это привело к закрытию воздушного пространства для полетов российской авиации, запрету поставки, аренды воздушных судов и авиакомпонентов российским лицам, запрету технического обслуживания и ремонта, страхования самолетов, финансирования и финансовой помощи российским авиакомпаниям. Из-за введенных ограничений авиакомпания "Волга-Днепр" потеряла доступ к четырем арендованным самолетам Ан-124, указано в ее отчетности. От перевозки грузов вынужденно отказались крупнейшая грузовая авиакомпания AirBridgeCargo и "Атран" (как и "Волга-Днепр", входят в одноименную группу, основанную Алексеем Исайкиным, который в июне 2022 года попал под санкции Великобритании и вышел из состава акционеров управляющей компании). В итоге в прошлом году общая выручка трех компаний группы "Волга-Днепр" упала в 3,9 раза (до 55,1 млрд руб.) при совокупном чистом убытке 4,3 млрд руб. (против чистой прибыли 56,9 млрд руб. в 2021-м).

В результате сокращения бизнеса совокупные перевозки грузов, включая почту, всеми российскими авиакомпаниями в 2022 году упали на 59,42%, до 599,05 тыс. т, следует из данных Росавиации. По этому показателю воздушный транспорт откатился примерно до уровня 2001 года, когда компании перевезли 614 тыс. т.

Значительная часть грузопотока российских авиакомпаний приходилась на международные направления, но введение запрета на полеты в страны ЕС и ряд других государств подорвало этот рынок, отмечает исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. При этом очень важное для грузоперевозок китайское направление тоже оказалось под ударом после того, как авиационные власти КНР ввели ограничения на полеты самолетов с двойной регистрацией (то есть зарегистрированных в России и еще одной юрисдикции).

Однако санкционные ограничения, риски выбытия самолетов, сложности с запчастями ограничивают перевозчиков и сильно сказываются на ценообразовании, делая авиацию менее конкурентной в сегменте грузоперевозок, считает директор по корпоративным рейтингам агентства "Эксперт РА" Элина Кулиева.

Источник: РБК

Аналитика


Транспорт и логистика: переориентация направлений и изменения в структуре

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, тем более в России – с огромной п... 17.10.2023
Транспорт и логистика: переориентация направлений и изменения в структуре

Транспорт: новые направления, сильный результат

Прогноз по сектору стабильный: «Эксперт РА» оценивает прогноз по сектору на 2023 г. как стабильный.... 13.09.2023
Транспорт: новые направления, сильный результат

Агропромышленный комплекс: прогноз развивающийся

Прогноз по сектору развивающийся: «Эксперт РА» оценивает прогноз по агропромышленному сектору на 202... 29.08.2023
Агропромышленный комплекс: прогноз развивающийся

Retail: стабильный food, развивающийся non-food

Прогноз по Сектору неоднороден: «Эксперт РА» оценивает прогноз по сегменту продаж продовольственных... 21.08.2023
Retail: стабильный food, развивающийся non-food

Электроэнергетика: сильные результаты 2022, стабильный прогноз

Прогноз по сектору стабильный: «Эксперт РА» оценивает прогноз по сектору на 2023 год как стабильный.... 07.08.2023
Электроэнергетика: сильные результаты 2022, стабильный прогноз
Вся аналитика