Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
Росстат оценил стоимость внутрироссийских перелетов
Стоимость перелета экономическим классом по России достигла почти 7 тыс. руб. за 1 тыс. км пути - это максимальное значение с 2000 года. На цены оказывают влияние дорожающий керосин и сокращение субсидий, считают эксперты.
Стоимость перелета в салоне экономического класса по России в мае 2023 года выросла на 28% по сравнению с маем 2022 года, до 6972,36 руб. в расчете на 1 тыс. км пути, следует из данных Росстата. Это максимальное значение с 2000 года (более ранних данных нет). Предыдущий рекорд - 6892,51 руб. - ведомство зафиксировало 13 лет назад, в августе 2010 года. С начала 2023-го за первые пять месяцев цена перелета увеличилась на 32%.
В соответствии с данными, предоставленными Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и обработанными Минтрансом, рост цен на авиабилеты экономического класса, проданные на период январь-сентябрь 2023 года, не превышает прогнозируемый Банком России индекс инфляции на текущий год (4,5-6,5%). В Минфине сообщили, что в министерство не поступали предложения, направленные на стабилизацию или сокращение стоимости авиабилетов.
РБК направил запросы в Росавиацию, ФАС, Минэнерго, Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и крупнейшим авиакомпаниям.
Почему растет стоимость перелетов
Рост стоимости есть, но он не такой большой, как это отображает в своих данных Росстат, сказал РБК источник в одной из крупнейших авиакомпаний. По итогам пяти месяцев этого года стоимость билетов по группе "Аэрофлот" (кроме одноименного перевозчика в нее входят "Победа" и "Россия") в среднем выросла на 10%, рассказывал гендиректор авиакомпании Сергей Александровский в кулуарах Петербургского международного экономического форума: "Это примерно отражает в целом рыночную ситуацию". По словам топ-менеджера, "самое существенное ценовое давление" "Аэрофлот" испытывает от роста цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ): "В среднем цена за пять месяцев [2023 года] составила порядка 70 тыс. руб. за тонну керосина (по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, в мае 2022 года цена авиакеросина, поставляемого в крыло самолета в аэропортах Москвы, составляла 71,585 тыс. руб., в мае 2023- го - 74,083 тыс. руб.). Да, есть демпфер (правительство частично компенсирует авиакомпаниям рост цен на керосин. - РБК), но он, конечно, корректируется в 2023 году и не оказывает такого существенного влияния на среднюю стоимость [билетов], как в 2022 году".
Существенным риском для дальнейшего развития внутренних перелетов S7 Airlines считает рост цен на авиабилеты из-за увеличения себестоимости перелетов, отмечает представитель компании Яна Тычинская. По ее словам, кроме стоимости ГСМ на это влияет стоимость обслуживания самолетов в аэропортах, стоимость аэронавигационного обслуживания и многое другое.
В связи с санкционным давлением, усложнившим российским компаниям доступ к комплектующим и зарубежным центрам сервисного обслуживания, перевозчики вынуждены завозить запчасти, используя альтернативные каналы поставок, и осваивать дополнительные операции по обслуживанию локально, что неизбежно приводит к повышению цены, говорит старший менеджер консалтинговой компании "НЭО" Вадим Топоров. Кроме того, себестоимость перелетов в курортные регионы на юге России выросла из-за роста продолжительности рейсов на фоне закрытия нескольких аэропортов на юге России с момента начала специальной военной операции на Украине, добавляет директор по корпоративным рейтингам агентства "Эксперт РА" Элина Кулиева.
Источник: РБК