Прибыль большинства ведущих российских авиакомпаний достигла рекордных ₽88 млрд
Общая прибыль ведущих авиакомпаний в прошлом году достигла рекордных ₽88 млрд во многом благодаря субсидиям. Отрасль нуждается в аналогичной поддержке и в текущем году, но в Минфине не получали мотивированных обоснований для этого
Суммарная чистая прибыль 27 ведущих пассажирских авиакомпаний России по итогам прошлого года составила 87,8 млрд руб., что в 2,8 раза больше, чем в 2021-м. Это следует из отчетности компаний по РСБУ, которую проанализировал РБК.
Более половины этой суммы (47,8 млрд руб.) пришлось на два крупнейших частных перевозчика – S7 Airlines (контролируется семьей Владислава Филева) и "Уральские авиалинии" (принадлежит Сергею Скуратову): 34,4 млрд руб. (рост к прошлому году в 2,3 раза) и 13,5 млрд руб. (рост в 2,5 раза) соответственно. Для обеих компаний такой результат – рекорд как минимум за шесть лет (2017-2022 годы). Из топ-5 авиакомпаний также отчитался лоукостер "Победа" (входит в группу "Аэрофлот"): его чистая прибыль составила 15 млрд руб. (рост в 4,4 раза), достигнув максимума с момента основания компании.
Крупнейший по пассажиропотоку перевозчик "Аэрофлот" и его "дочка" "Россия" последний раз раскрывали финансовую отчетность по итогам 2021 года. Тогда "Аэрофлот" получил 45,6 млрд руб. чистого убытка, "Россия" – 382 млн руб. чистой прибыли. После начала спецоперации на Украине и введения беспрецедентных международных санкций против России "Аэрофлот" прекратил раскрывать финансовые показатели. "Мы не хотим по понятным причинам вводить в стресс наших партнеров, акционеров, инвесторов в силу высокой волатильности", – объяснял в интервью РБК глава "Аэрофлота" Сергей Александровский. По его словам, возобновление публикации отчетности возможно только после того, как компания "стабилизируется с точки зрения производственных и в конечном итоге финансовых показателей". По итогам работы в 2022 году авиакомпания "Россия" была "планово убыточной", сообщил РБК ее представитель, не раскрыв подробности.
Кто попал в выборку
Почти 100% пассажиропотока гражданской авиации России приходится на 35 авиакомпаний. По данным на 21 апреля, отчетность по РСБУ за прошлый год опубликовали 27 из них. Кроме "Аэрофлота" и "России" пока не раскрыли данные "Якутия", авиапредприятие "Северсталь", "КрасАвиа", "ЮТэйр" (входит в группу Utair), авиационная компания "Ямал" и "Арт Авиа".
Из раскрывших отчетность авиакомпаний в топ-5 по размеру чистой прибыли кроме S7 Airlines, "Победы" и "Уральских авиалиний" вошли Red Wings (4,4 млрд руб. против убытка 1,9 млрд руб. в 2021-м) и Utair (4,1 млрд руб., рост на 6,3%).
По мнению старшего директора по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Игоря Смирнова, текущее состояние авиакомпаний – это скорее "контролируемое пикирование, нежели успех", хотя у перевозчиков есть наработки по управлению расходами в стрессовых ситуациях после разгара пандемии COVID-19 в 2020 году. "Несмотря на прибыль, выручка [перевозчиков] падает (у 27 крупнейших перевозчиков она упала на 7,4%, до 661,5 млрд руб. – РБК) <...>. А на прибыль влияют и бумажные статьи", – пояснил он.
Источник: РБК