"Основным условием создания ОАО "Федеральной пассажирской компании" является переход от перекрестного субсидирования к прямому бюджетному финансированию этого сегмента", — сказал в своем выступлении на конференции "Реформа пассажирских железнодорожных перевозок: от проекта к реализации", прошедшей вчера в Москве старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус. Среди участников мероприятия, организованном рейтинговым агентством "Эксперт РА" и "Трансбазис", приняли участие представители органов исполнительной власти, представители департамента пассажирских сообщений, а также коммерческих компаний, осуществляющих пассажирские и грузобагажные перевозки в собственном и арендованном подвижном составе. Согласно алгоритму реформирования пассажирского комплекса компании с 1 июля нынешнего года, в качестве реализации проекта реформ, начала свое функционирование Федеральная пассажирская дирекция. С начала 2007 года выделить в отдельную структуру планируется также Дирекцию железнодорожных вокзалов. Целевым состоянием является создание дочерних зависимых обществ ОАО "РЖД" "Федеральная пассажирская компания" и ОАО "Вокзалы и сервис". Как отметил заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития и торговли РФ Евгений Михайлов, развитию реформы препятствует существующая в настоящее время структура тарифа на пассажирские перевозки. Нынешняя система, при которой тариф условно разделен на "билет" и "плацкарту", лишает специализированного пассажирского перевозчика возможности оценить затраты на оплату услуг владельца инфраструктуры, вокзалов, тягового подвижного состава. В четвертом квартале нынешнего года вступит в силу новый Прейскурант пассажирских перевозок №10-02-16, построенный на основании экономически обоснованных затрат, которые несет ОАО "РЖД" на перевозки в данном сегменте рынка и включает в себя четыре компенсирующие составляющие. Помимо четкого структурирования тарифа возможно, будет предусмотрена его сезонная и географическая диверсификация (с концепцией Прейскуранта можно ознакомиться на сайте ФСТ). По словам начальника Федеральной пассажирской дирекции Валерия Шатаева, участие в модернизации инфраструктуры и подвижного состава должно стать одним из приоритетов государственной политики на железнодорожном транспорте. "Состояние материально-технической базы является ключевой проблемой пассажирского комплекса. Износ основных фондов здесь намного выше, чем в промышленности. Коэффициент износа зданий и сооружений в 2005 году составлял 70%, а пассажирских вагонов — 65,5%. Общая потребность в инвестициях в модернизацию парка подвижного состава в ближайшие 10 лет оценивается в 280 млрд.руб., а с учетом необходимого обновления инфраструктуры эта сумма увеличивается до 400 млрд.рублей", — отметил В.Шатаев. Как ожидается, создание независимых от ОАО "РЖД" перевозочных компаний может стать эффективным инструментом снижения бюджетных субсидий на пассажирские перевозки. Однако в этом случае деятельность новых операторов пассажирского подвижного состава должна охватывать и социальные перевозки. В ходе конференции были рассмотрены также вопросы развития грузобагажных и почтовых перевозок в России. Представители ФАЖТ не исключили, что в рамках нового Прейскуранта возможно возрастет ставка за один вагонокилометр.
Журнал "РЖД-партнёр"
"Основным условием создания ОАО "Федеральной пассажирской компании" является переход от перекрестного субсидирования к прямому бюджетному финансированию этого сегмента", — сказал в своем выступлении на конференции "Реформа пассажирских железнодорожных перевозок: от проекта к реализации", прошедшей вчера в Москве старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус.