Лизинг и факторинг, 13.07.2021

Зеленый коридор для лизинга
Поделиться
VK


Коммерсантъ

О том, почему российским лизинговым компаниям стоит внимательнее присмотреться к ESG-рейтингам, рассказал „Ъ“ старший директор отдела рейтингов кредитных институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов.

О том, почему российским лизинговым компаниям стоит внимательнее присмотреться к ESG-рейтингам, рассказал „Ъ“ старший директор отдела рейтингов кредитных институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов.

ESG-повестка, учитывающая проблемы окружающей среды (Environmental), социальной ответственности (Social) и корпоративного управления (Governance), становится новым вектором развития мировой экономики и важным критерием для размещения средств крупных международных инвестфондов. Подобные процессы уже начинают оказывать влияние и на российские компании: в начале 2021 года инвестфонд PIMCO не смог приобрести облигации РЖД, поскольку больше 50% грузооборота перевозчика — это карбоновый груз. На актуальность ответственного финансирования, основанного на принципах ESG, в начале года также обратил внимание президент России Владимир Путин, поручив разработать план мероприятий по снижению негативного влияния на экономику и финансовые рынки рисков, связанных с сокращением мирового спроса инвесторов на активы с высоким углеродным следом.

Вместе с этим сырьевая модель российской экономики, около 40% которой приходится на углеродоемкие и смешанные отрасли, вкупе с высоким износом основных фондов, технологической отсталостью, при недостаточном уровне корпоративного управления не позволяют многим отраслевым лидерам соответствовать строгому стандарту «зелености». В то же время развитие ESG-практик в финансовом секторе говорит о том, что определять ESG-повестку в России в ближайшее время будут во многом банки, которые начнут стимулировать заемщиков внедрять практики устойчивого развития, а также финансировать «зеленые» проекты. Нужно ли российским лизинговым компаниям — представителям второго по масштабам финансового сегмента после банковского — включаться в соблюдение принципов ответственного финансирования и перейти к выпуску ESG-инструментов?

Поскольку инвесторы все чаще рассматривают устойчивое развитие как один из ключевых факторов при принятии решений, можно ожидать, что его влияние будет все активнее учитываться при финансировании лизинговых компаний, около 70% которого приходится на банковские кредиты и облигации. Кроме того, в дальнейшем критерии устойчивого развития, вероятно, будут все чаще учитываться при субсидировании лизинга и допуске лизингодателей к государственному финансированию. Вместе с этим средний и крупный бизнес станет чаще обращаться к тем лизинговым компаниям, которые будут иметь ESG-компетенции и готовы стать участниками по обновлению основных фондов в рамках стратегии по снижению выбросов или углеродного следа предприятия. Однако на сегодняшний день при введении в поисковике фразы «зеленый лизинг» можно найти только одну-две лизинговые компании, которые могут предложить своим клиентам в России программы по финансированию техники, направленной на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или воду.

«Зеленый» лизинг финансирует как экзотические для России проекты — электрокары, солнечные батареи, оборудование для ветряных электростанций, энергоэффективные здания, так и часто встречающуюся у нас технику — электропоезда и общественный электротранспорт, оборудование для современной очистки сточных вод, а также другие виды энергоэффективного и экологически чистого оборудования. Согласно мировой практике, для фондирования подобных сделок лизинговые компании нередко стали прибегать к выпуску «зеленых» облигаций (Mitsubishi, Toyota, ICBC, LeasePlan и другие). При этом подавляющая часть таких компаний являются дочерними структурами финансово-промышленных групп и автомобилестроительных корпораций, которые «сверху» внедряют в свои кэптивные компании практики ответственного финансирования, что также является важным инструментом в маркетинге экологически чистых машин и оборудования.

Лизинговые компании являются владельцами одного из крупнейших парков транспортных средств в России, подавляющая часть которого не характеризуется низким или нулевым уровнем выбросов CO2 в атмосферу или не занимается перевозкой карбоновых грузов. Поэтому на текущем этапе формирования ответственного финансирования в России лизингодатели могут стать одними из пионеров в эмиссии не «зеленых», а «переходных» облигаций (transition bonds), привлеченные средства от которых лизингодатель направляет на финансирование проектов, способствующих углеродному переходу. К таким проектам могут быть отнесены сделки по финансированию лизинга автомобилей, самолетов, железнодорожной техники, водного транспорта для лизингополучателей, которые будут использовать современные технологии, сокращающие вредные выбросы. При этом процесс отбора и оценки таких проектов должен быть прозрачным, а контроль целевого использования данных средств должен подтверждаться отчетностью эмитента, соответствующей концепции переходных облигаций (Climate Transition Bond Framework) и рекомендациям Международной ассоциации рынков капитала ICMA.

Ограничивать перспективы использования лизинга в финансировании российских «зеленых» проектов будет лишь их небольшое количество. Для запуска таких проектов необходим пересмотр стратегий развития крупнейших компаний, который возможен только при соответствующей государственной инициативе. Помочь в этом может национальная система «зеленого» финансирования, запуск которой ВЭБ.РФ планирует во второй половине этого года, а также проект Минэкономразвития России, где утверждаются критерии проектов устойчивого развития и инструментов их финансирования в стране. При этом лизинговые компании могут сыграть важную роль в обеспечении перехода к экологически чистым технологиям — частично за счет повышения доступности более экологичных активов для таких отраслей, как нефть и газ, транспорт, энергетика, целлюлозно-бумажная отрасль, ритейл, авиатранспорт, фармацевтика и строительство. Соблюдение принципов устойчивого развития становится необходимым условием для дальнейшего развития экономики и в ближайшее десятилетие будет все больше влиять на лизинговый рынок.

Источник: Коммерсантъ

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика