"Аэрофлот" представил новую стратегию развития
"Аэрофлот" в своей новой стратегии планирует занять половину российского рынка перевозок к 2030 году, сократив при этом ожидания по пассажиропотоку вдвое по сравнению с докризисными планами - до 65 млн человек. Достижение целей в основном зависит от отечественной авиапромышленности, на которую тем самым перекладываются риски их срыва. По сравнению с прошлой стратегией, одобренной в 2020 году, ожидания парка группы в 2030 году стали скромнее - 500 самолетов вместо 600, причем 70% из них будут российскими.
Группа "Аэрофлот" планирует перевезти порядка 65 млн человек к 2030 году, нарастив таким образом долю рынка до 50%, сообщил гендиректор авиакомпании Сергей Александровский журналистам 27 января в рамках презентации новой стратегии до 2030 года. Речь идет о росте перевозок на 6% в год: по итогам 2023 года "Аэрофлот" рассчитывает на пассажиропоток в 43,5 млн человек, что на 28% ниже показателей группы за 2019 год.
Предыдущая стратегия "Аэрофлота", принятая в 2020 году, предполагала рост пассажиропотока до 130 млн человек и удешевление билетов экономкласса на 30%, благодаря чему получила неофициальное название "30/30". Новую стратегию можно обозначить как "70/30": по консервативному прогнозу группы, численность парка на конец 2030 года составит около 500 самолетов, из которых 70% составят российские суда. Сейчас в парке группы 354 ВС, из которых 78 - SSJ 100. В течение семи лет "Аэрофлот" планирует получить 339 новых российских самолетов (еще 89 SSJ, 210 МС-21 и 40 Ту-214).
"Этот прогноз может быть пересмотрен в сторону более оптимистичного в части увеличения количества импортной авиатехники и, соответственно, доли рынка", - заявил господин Александровский. По его словам, новые самолеты из первых поставок будут распределены между "Аэрофлотом" и "Россией".
Неясно, получит ли новые суда "Победа". В прошлой стратегии именно лоукостер должен был стать точкой роста пассажиропотока в рамках группы и обогнать по этому показателю материнскую компанию. Сергей Александровский отметил лишь, что "драйвером развития всей российской гражданской авиации" теперь становится не только "Победа", а вся группа "Аэрофлот".
Прогнозные показатели "Аэрофлота" синхронизированы с правительственной программой развития авиаотрасли, согласно которой пассажиропоток к 2030 году должен составить 116 млн человек (в том числе 11,6 млн человек на международных линиях). Исходя из этих прогнозов, планы "Аэрофлота" эксперты называют "адекватными изменившейся реальности". Ставка "Аэрофлота" на более быстрый, чем у отрасли, рост перевозок объясняется увеличением парка, новыми региональными базами и выходом на новые международные рынки.
Новая стратегия, как и прежняя, сохраняет тезис о разном позиционировании компаний группы, однако роль самого "Аэрофлота" размылась. Eсли в прошлой стратегии "Аэрофлот" определялся как "глобальный перевозчик премиум-класса", то теперь это "традиционный перевозчик", предлагающий "продукт высокого уровня". В прошлом авиакомпания была ориентирована на "дальнемагистральные и высокодоходные среднемагистральные рейсы из Москвы", теперь "Аэрофлот" сохранит "широкую линейку тарифов", ориентируясь на бизнес-класс.
Стратегия полностью игнорирует финансовый аспект, на который было бы справедливо рассчитывать в документе такого рода, и не раскрывает ожиданий бюджетной господдержки, говорит старший директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Игорь Смирнов. "Приемлемые финансовые показатели группы по итогам 2022 года не вызывают сомнений с учетом полученных субсидий, но в будущем ожидания большей открытости более чем оправданны", - резюмирует он, добавляя, что "информационная закрытость группы может исходить из санкционных и иных рисков".
Источник: Коммерсантъ