Рынок лизинга в третьем квартале 2024 года поддержали крупные разовые сделки
По итогам трех кварталов 2024 года объемы нового бизнеса на рынке лизинга показали рост на 9% в годовом сравнении. Однако он был обеспечен разовыми крупными сделками в корпоративном сегменте, и о системном восстановлении рынка пока говорить рано. Тем более что традиционный драйвер отрасли - автолизинг - впервые за шесть лет показал снижение объемов бизнеса. По итогам года сокращение нового бизнеса может составить 8-10%.
Объем нового бизнеса на рынке лизинга по итогам девяти месяцев 2024 года достиг 2,63 трлн руб., на 6% превысив значение годовой давности. Это следует из обзора "Эксперт РА", с которым ознакомился "Ъ". При этом основной рост за отчетный период наблюдался в третьем квартале (на 15% по сравнению с прошлогодним показателем), подчеркивают составители исследования. В первом полугодия 2024 года объем нового бизнеса был сопоставим с аналогичным периодом прошлого года (см. "Ъ" от 4 сентября).
При этом если в первой половине года объемы рынка преимущественно поддерживались розничными сегментами с высокой маржинальностью (в основном, автолизингом), то в третьем квартале позитивная динамика определялась корпоративными сегментами, стагнирующими с 2022 года. В частности, в отчетном периоде состоялось несколько крупных сделок с железнодорожным транспортом и недвижимостью. Речь идет о сделке ГТЛК, которая в августе подписала контракт на строительство и поставку 41 высокоскоростного поезда для высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург, и активном росте "Сбербанк Лизинга" в сегменте лизинга коммерческой недвижимости, отмечают аналитики "Эксперт РА".
Без учета этих крупных сделок объем нового бизнеса за девять месяцев 2024 года сократился на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечают в "Эксперт РА". Негативная динамика связана с сокращением впервые с 2019 года доли автолизинга в новом бизнесе (с 53% до 49%). При этом сегмент легковых автомобилей вырос на 13%, однако сегмент грузовиков сократился на 11%. В "Eвроплане" за этот период рост нового бизнеса в сегменте легковых автомобилей составил 14%, в сегменте коммерческих автомобилей - 8%, тогда как в сегменте самоходной техники сократился на 3%.
В целом же по итогам текущего года объем нового бизнеса сократится на 8-10%, а в 2025 году падение рынка может достигнуть не менее 20%, прогнозируют в рейтинговом агентстве. "Несмотря на индивидуальные условия сделок в корпоративном сегменте, многие инвестпроекты заморожены", - отмечает гендиректор "Регион Лизинга" Рустем Мухамедов. "Реальное восстановление корпоративных сегментов, как и лизингового бизнеса в целом, произойдет лишь в случае улучшения экономической ситуации - в частности, снижения ставок и замедления роста цен", - резюмировал младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Анатолий Перфильев.
Источник: Коммерсантъ