Микрофинансирование, 10.10.2016

Рынок микрозаймов ФЛ: бизнес-стратегии
Поделиться
Facebook Twitter VK


Бизнес-модели частных МФО сильно различаются: единой стратегии ни на одном из сегментов рынка не существует. Одни компании продолжат работу в конце 2016 – 2017 гг. на собственном капитале с относительно небольшой клиентской базой (до 30 тыс. заемщиков), другие будут активно привлекать рыночное фондирование и сохранят высокие темпы роста при более значительных инфраструктурных затратах на скоринг и сбор задолженности. При этом соответствующие расходы могут быть не у всех МФО отражены в неконсолидированной отчётности, поскольку фактически понесены материнской компанией или третьей стороной.

Около половины опрошенных компаний полагают, что рост рынка и сегмента, в котором они представлены, составит не более 15-20% по итогам 2016 года. Некоторые МФО продолжают агрессивно наращивать объём выдач микрозаймов новым клиентам (через ослабление скорингового балла либо рост бюджета на привлечение клиентов). При этом крупным игрокам ослаблять критерии позволяет высокая эффективность скоринга и сбора задолженности, а также качества портфеля. Другие МФО поступают наоборот и ужесточают критерии, так как не считают приемлемым понижение уровня отсечения заявок даже на короткий срок. Такие компании достаточно медленно нарабатывают только качественную клиентскую базу, что сопровождается более низкими показателями рентабельности на старте. Различия во взглядах на объём рынка предопределили и структуру расходов. Первая (агрессивно растущая) группа МФО вкладывает ресурсы преимущественно в PR-кампании по привлечению средств и выдаче микрозаймов. Вторая – осуществляет значительные инфраструктурные затраты и остаётся убыточной в первые годы развития. Есть и третья группа – наиболее многочисленная – компании, которые пока не имеют жёсткой бизнес-модели и детального долгосрочного финансового плана, поскольку воспользовалась «конвейерными решениями» и пока не до конца понимают свою нишу.

В 2016-2017 годах концентрация совокупного портфеля на 100 крупнейших МФО продолжит рост, поскольку многие небольшие игроки не смогут соответствовать капитальным требованиям ЦБ РФ. Кроме того, доля крупнейших игроков на рынке будет расти за счет сворачивания бизнеса МФО, не вступивших в СРО. По нашим оценкам, с рынка в ближайшие 18 месяцев по разным причинам могут уйти до 2 – 3 тысяч игроков - (включая даже часть тех, кто вступит в реестр в конце 2016 и начале 2017 года), в том числе, несколько крупных. Число состоящих в реестре МФО к 01.01.2018, по нашему мнению, будет меньше 1,5 тысяч компаний: мелких игроков ждёт поглощение либо уход с рынка. В 2014-2015 годах из реестра были исключены в основном МФО, которые не вели профильной деятельности и систематически не предоставляли отчётность в ЦБ РФ (только за 2015 год регулятор добавил около 900, а исключил 1,7 тыс. компаний). В 2016 году «очищение» рынка продолжилось, но уже в значительно большей степени из-за усиления конкуренции. За 9 месяцев 2016г. из реестра исключены уже 1060 компаний (темпы ускоряются: около 500 только за три летних месяца). При этом динамика выдач новых свидетельств о включении в реестр начала существенное снижение: за 9 месяцев внесены в реестр сведения почти о 550, из них за лето только около 100. Соответственно, эффект от консолидации (увеличение доли 100 крупнейших МФО по портфелю, а также увеличение количества игроков, раскрывающих финансовую отчётность и кредитные рейтинги) проявит себя в полной мере только в 2017-2018 годах. Уже сейчас на 100 крупнейших МФО, согласно данным ЦБ РФ, приходится 74,1% (на 01.07.16) совокупного портфеля микрозаймов (при этом, на 40 крупнейших МФО, по нашим оценкам, приходится почти 1/3 портфеля и выдач микрозаймов).

Консолидация рынка пока не отражается на конкуренции. На ставках по привлечённым займам усиление регулирования ЦБ РФ может существенно отразиться в долгосрочной перспективе: благодаря доверию к более регулируемому сегменту МФК смогут привлекать более дешевые средства, чем им доступны сейчас (24-30% в среднем по рынку; 20-24% годовых в крупных МФО, имеющих альтернативные источники фондирования). На продуктовой линейке разделение на МФК / МКК никак не скажется, потому что эти факторы формируются в большей степени стороной спроса, чем предложения. На ставках по выданным займам разделение также не отразится: благодаря конкуренции и ограничению «4Х», ставка по займам де-факто ограничена 2% в день.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Микрофинансирование: итоги первого полугодия 2021 года

По оценке агентства «Эксперт РА» на основе анкетирования, за 1-е полугодие 2021 года портфель МФО вы... 25.08.2021
Микрофинансирование: итоги первого полугодия 2021 года

Итоги 2020 года для рынка МФО и прогноз на 2021-й: отпечаток пандемии

В II квартале 2020-го объем выдачи микрозаймов рухнул на 25 %, однако уже во второй половине года на... 30.06.2021
Итоги 2020 года для рынка МФО и прогноз на 2021-й: отпечаток пандемии

Итоги 2019 года для рынка МФО и прогноз на 2020-й: период трансформации

В 2019-м активный рост рынка МФО продолжился, но меньшими темпами, чем годом ранее (+30 по сравнению... 14.04.2020
Итоги 2019 года для рынка МФО и прогноз на 2020-й: период трансформации

Рынок микрофинансирования по итогам 1-го полугодия 2019 года: жизнь на один процент

Портфель микрозаймов в 1-м полугодии 2019 года вырос на 16 % и достиг 190 млрд рублей. Опасения по п... 07.10.2019
Рынок микрофинансирования по итогам 1-го полугодия 2019 года: жизнь на один процент

Рынок микрофинансирования по итогам 2018 года: адаптивная стратегия

По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», портфель микрозаймов по итогам 2018 года вырос на т... 15.04.2019
Рынок микрофинансирования по итогам 2018 года: адаптивная стратегия
Вся аналитика