Содержание |
Резюме
За 9 месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд рублей. Основным драйвером для рынка стали розничные сделки, объем которых вырос на 29%, а точкой поддержки – авиасделки госкомпаний. Вместе с тем отрасль еще не оправилась от дефолта крупных клиентов, что привлекло внимание регулятора и запустило процесс реформирования рынка. Поэтому ключевым испытанием для лизингодателей в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Еще одним вызовом останется слабая инвестиционная активность бизнеса, которая ограничит прирост рынка в 2017 году в пределах 10–20%, согласно прогнозу «Эксперт РА».
Рынок лизинга восстанавливается: объем нового бизнеса за 9 месяцев 2016 года вырос на 17% и составил 450 млрд рублей. В III квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд рублей (годом ранее 140 млрд рублей), около 80% которого пришлось на топ-20 лизинговых компаний. Постепенная стабилизация в экономике привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. Кроме того, существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года. За три квартала 2016-го отрицательные темпы прироста нового бизнеса показали только 20% респондентов, годом ранее бизнес сократился у более 75% участников исследования.
Вследствие активизации лизинговых сделок в регионах объем нового бизнеса с МСБ вырос на 29% за январь – сентябрь текущего года и составил 270 млрд рублей. По итогам 9 месяцев 2016 года на сегмент малого и среднего бизнеса пришлось около 60% нового бизнеса (годом ранее 54%). Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказал автолизинг, доля которого на рынке составила около 38%. Кроме того, позитивную динамику показали строительная и с/х техника, нарастившие доли на рынке до 8 и 4% соответственно. В итоге общее количество лизинговых сделок за январь – сентябрь текущего года составило не менее 110 тысяч, что на 20% больше результатов аналогичного периода 2015 года.
Средняя доля проблемной задолженности1 по рынку на 01.10.2016 составила около 10% (годом ранее 12%). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано изъятием техники у клиентов (не менее 35 млрд рублей за 9 месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за 9 месяцев 2015 года, по оценке агентства), которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств перед лизингодателем, при этом значительная часть изъятого имущества приходится на авиа- и ж/д сегменты. Тем не менее проблема ухудшения качества активов остается актуальной, о чем говорит объем реструктурированной задолженности: по оценкам агентства, на 01.10.2015 он вырос с 18% совокупного лизингового портфеля до 20% на 01.10.2016.
Одним из ключевых вызовов для лизинговых компаний в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Для предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. Ключевые направления реформы будут нацелены на повышение транспарентности и введение требований по контролю рисков. В ближайшие годы существенными новшествами станут появление СРО, совершенствование нормативно-правовой базы, переход с 2019 года компаний на отчетность по МСФО. Следующим этапом может стать введение Банком России пруденциальных нормативов.
Согласно позитивному (базовому) прогнозу «Эксперт РА», объем нового бизнеса в 2016 году вырастет на 17% и составит около 640 млрд рублей. Базовый прогноз подразумевает, что ж/д сегмент сократится на 10%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, прочие сегменты суммарно вырастут на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. Автолизинг продемонстрирует рост на 25%. Увеличение доли лизинга в продажах автомобилей и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент. Позитивная динамика рынка продолжится в 2017 году благодаря дальнейшей стабилизации экономики. Лидером рынка по-прежнему будет автолизинг, а точками поддержки – ж/д и авиасегмент. В итоге объем нового бизнеса в следующем году по прогнозу агентства вырастет на 10–20% и составит 700–770 млрд рублей.
1 Остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней.