Лизинг и факторинг, 24.04.2013

2. Стратегия компаний: спланировать нельзя импровизировать
Поделиться
Facebook Twitter VK


Вернуться к резюме

В условиях замедления рынка лизинга и роста процентных ставок наличие доступного фондирования для компаний имеет первостепенное значение. В 2012 году традиционно основным источником финансирования деятельности лизинговых компаний оставались банковские кредиты. «Уровень инфляции относительно прошлых лет невысок, однако ставки привлечения вместо ожидаемого снижения только растут из-за ужесточения банковского законодательства», – комментирует Александр Сухоруков, заместитель генерального директора ООО «АСПЕКТ».

 

Начиная с 1 июля 2012 года, действуют повышенные коэффициенты риска по высокорискованным, с точки зрения ЦБ РФ, операциям при расчете норматива достаточности капитала банков. Это один из ключевых факторов, приведших к росту стоимости фондирования, а также к ограничению предложения со стороны банков для компаний, не имеющих кредитных рейтингов. Получение лизинговыми компаниями кредитных рейтингов дает им шанс найти более дешевое фондирование (при наличии определенного уровня рейтинга), а также позволяет продемонстрировать рынку свою информационную прозрачность, что может стать дополнительным преимуществом при переговорах с клиентами.

На фоне неопределенности рынка и для понимания компанией точек роста в будущем необходимо иметь четкую стратегию развития либо бизнес-план. Однако на вопрос необходимости разработки бизнес-планов и других стратегических документов у участников рынка разные точки зрения.

«В целом стратегическое планирование развивается не очень хорошо. Оно может осуществляться только в больших и средних компаниях. Небольшие компании, которых на рынке большинство, очень сильно зависят от текущей конъюнктуры рынка. Они не могут планировать свою деятельность на длительный срок, так как не известно, смогут ли они привлечь банковские кредиты, являющиеся их единственным источником фондирования», – комментирует Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ОАО «ГТЛК».

«В условиях неустойчивого развития национальной и мировой экономик вопросы планирования деятельности компаний в среднесрочной перспективе приобретают важное значение. Прогнозирование различных сценариев развития ситуации на рынке лизинга подготовит компанию к преодолению возможных негативных тенденций. В то же время планирование должно включать в себя реальные для выполнения цели, не только финансовые, но и качественные показатели, такие как сохранение качества текущего портфеля на определенном уровне», – говорит Андрей Коноплев.

Однако в текущих условиях не все компании готовы тратить время и силы на прогнозирование своей деятельности. «В России планирование любого бизнеса на срок более 1 года вещь неблагодарная и нереальная, так как наша экономика подвержена влиянию факторов, которые иногда даже сложно просчитать и учесть. Можно выстраивать оптимистическую и пессимистическую политику развития компании с указанием базовых показателей, с ежегодной их корректировкой относительной реальной ситуации, но тогда и смысл долгосрочного планирования пропадает», – добавляет Артем Мякшун, заместитель директора ООО «ЧелИндЛизинг».

Среди респондентов (91 компания), ответивших на соответствующие вопросы исследования, 85 компаний (или 93%) имеют разработанные бизнес-планы развития на 2013 год. На наш взгляд, компании, не принявшие участие в опросе, в большинстве своем можно отнести к числу не имеющих стратегических документов (график 12). Таким образом, если рассматривать всех участников рынка, доля компаний без стратегии составит уже не 7%, а внушительные 37%. Треть лизингодателей, таким образом, живет «сегодняшним днем».

 

Необходимо, безусловно, отметить различное качество стратегического планирования в компаниях. У одних – это только бюджет движения денежных средств по текущим сделкам (что на самом деле нельзя считать даже бизнес-планом), у других – внушительные многостраничные стратегии с подробным SWOT-анализом компании, анализом конкурентной среды и экономики, прогнозом объемов сделок, портфеля и целевых сегментов на 3-5 лет вперед. Среди участников опроса 92% респондентов заявили о наличии конкретных цифровых ориентиров и прогнозных показателей в своих стратегических документах.

 

Важным фактором для выполнения стратегии является наличие в компании лица, ответственного за реализацию бизнес-планов. При этом данный сотрудник должен входить в состав топ-менеджмента, а не являться обычным продающим менеджером, который не имеет полномочий полноценно организовать координацию и контроль за выполнением поставленных задач на всех уровнях управления компанией.

Среди респондентов исследования только 71% отметили, что в их компаниях определены такие сотрудники. Оставшиеся 29% компаний, на наш взгляд, уделяют недостаточное внимание контролю за эффективным выполнением разработанных планов развития.

 

Наличие долгосрочной стратегии (на период свыше года) подтвердило 46% опрошенных компаний. Таким образом, по нашей оценке, более трети участников рынка планируют свою деятельность лишь на годовом временном горизонте (компании, ответившие «нет», и часть компаний, не давших ответа).

 
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга в 1-м полугодии 2021 года: взрывной рост на фоне низкой базы

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 1-е полуг... 30.08.2021
Рынок лизинга в 1-м полугодии 2021 года: взрывной рост на фоне низкой базы

Прогноз рынка лизинга на 2021 год: оперативная трансформация

Лизинговый рынок за 2020 год снизился на 6 % вследствие сокращения объема крупных сделок в сегментах... 30.03.2021
Прогноз рынка лизинга на 2021 год: оперативная трансформация

Предварительные итоги лизингового рынка за 2020 год

Сокращение объемов нового бизнеса ТОП-3 компаний не позволило рынку лизинга достигнуть прошлогодних... 15.02.2021
Предварительные итоги лизингового рынка за 2020 год

Российский лизинг: адаптация к новым реалиям

Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2020-го составил 980 млрд рублей, что на 5 % меньше аналогичного п... 09.12.2020
Российский лизинг: адаптация к новым реалиям

Рынок лизинга за 9 месяцев 2020 года: краткие итоги

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело краткие итоги исследования российского рынка лизинга за 9... 19.11.2020
Рынок лизинга за 9 месяцев 2020 года: краткие итоги
Вся аналитика