Лизинг и факторинг, 24.04.2013

2. Стратегия компаний: спланировать нельзя импровизировать
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

В условиях замедления рынка лизинга и роста процентных ставок наличие доступного фондирования для компаний имеет первостепенное значение. В 2012 году традиционно основным источником финансирования деятельности лизинговых компаний оставались банковские кредиты. «Уровень инфляции относительно прошлых лет невысок, однако ставки привлечения вместо ожидаемого снижения только растут из-за ужесточения банковского законодательства», – комментирует Александр Сухоруков, заместитель генерального директора ООО «АСПЕКТ».

 

Начиная с 1 июля 2012 года, действуют повышенные коэффициенты риска по высокорискованным, с точки зрения ЦБ РФ, операциям при расчете норматива достаточности капитала банков. Это один из ключевых факторов, приведших к росту стоимости фондирования, а также к ограничению предложения со стороны банков для компаний, не имеющих кредитных рейтингов. Получение лизинговыми компаниями кредитных рейтингов дает им шанс найти более дешевое фондирование (при наличии определенного уровня рейтинга), а также позволяет продемонстрировать рынку свою информационную прозрачность, что может стать дополнительным преимуществом при переговорах с клиентами.

На фоне неопределенности рынка и для понимания компанией точек роста в будущем необходимо иметь четкую стратегию развития либо бизнес-план. Однако на вопрос необходимости разработки бизнес-планов и других стратегических документов у участников рынка разные точки зрения.

«В целом стратегическое планирование развивается не очень хорошо. Оно может осуществляться только в больших и средних компаниях. Небольшие компании, которых на рынке большинство, очень сильно зависят от текущей конъюнктуры рынка. Они не могут планировать свою деятельность на длительный срок, так как не известно, смогут ли они привлечь банковские кредиты, являющиеся их единственным источником фондирования», – комментирует Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ОАО «ГТЛК».

«В условиях неустойчивого развития национальной и мировой экономик вопросы планирования деятельности компаний в среднесрочной перспективе приобретают важное значение. Прогнозирование различных сценариев развития ситуации на рынке лизинга подготовит компанию к преодолению возможных негативных тенденций. В то же время планирование должно включать в себя реальные для выполнения цели, не только финансовые, но и качественные показатели, такие как сохранение качества текущего портфеля на определенном уровне», – говорит Андрей Коноплев.

Однако в текущих условиях не все компании готовы тратить время и силы на прогнозирование своей деятельности. «В России планирование любого бизнеса на срок более 1 года вещь неблагодарная и нереальная, так как наша экономика подвержена влиянию факторов, которые иногда даже сложно просчитать и учесть. Можно выстраивать оптимистическую и пессимистическую политику развития компании с указанием базовых показателей, с ежегодной их корректировкой относительной реальной ситуации, но тогда и смысл долгосрочного планирования пропадает», – добавляет Артем Мякшун, заместитель директора ООО «ЧелИндЛизинг».

Среди респондентов (91 компания), ответивших на соответствующие вопросы исследования, 85 компаний (или 93%) имеют разработанные бизнес-планы развития на 2013 год. На наш взгляд, компании, не принявшие участие в опросе, в большинстве своем можно отнести к числу не имеющих стратегических документов (график 12). Таким образом, если рассматривать всех участников рынка, доля компаний без стратегии составит уже не 7%, а внушительные 37%. Треть лизингодателей, таким образом, живет «сегодняшним днем».

 

Необходимо, безусловно, отметить различное качество стратегического планирования в компаниях. У одних – это только бюджет движения денежных средств по текущим сделкам (что на самом деле нельзя считать даже бизнес-планом), у других – внушительные многостраничные стратегии с подробным SWOT-анализом компании, анализом конкурентной среды и экономики, прогнозом объемов сделок, портфеля и целевых сегментов на 3-5 лет вперед. Среди участников опроса 92% респондентов заявили о наличии конкретных цифровых ориентиров и прогнозных показателей в своих стратегических документах.

 

Важным фактором для выполнения стратегии является наличие в компании лица, ответственного за реализацию бизнес-планов. При этом данный сотрудник должен входить в состав топ-менеджмента, а не являться обычным продающим менеджером, который не имеет полномочий полноценно организовать координацию и контроль за выполнением поставленных задач на всех уровнях управления компанией.

Среди респондентов исследования только 71% отметили, что в их компаниях определены такие сотрудники. Оставшиеся 29% компаний, на наш взгляд, уделяют недостаточное внимание контролю за эффективным выполнением разработанных планов развития.

 

Наличие долгосрочной стратегии (на период свыше года) подтвердило 46% опрошенных компаний. Таким образом, по нашей оценке, более трети участников рынка планируют свою деятельность лишь на годовом временном горизонте (компании, ответившие «нет», и часть компаний, не давших ответа).

 
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга: после идеального шторма

Дефицит предметов лизинга в 1-м полугодии 2022 года и, как следствие, рост цен вынудили лизинговые к... 06.10.2022
Рынок лизинга: после идеального шторма

Рынок лизинга в 1-ом полугодии 2022 года: в тисках геополитики

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 1-е полуг... 13.09.2022
Рынок лизинга в 1-ом полугодии 2022 года: в тисках геополитики

Рынок лизинга по итогам 2021 года: новый рубеж

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 2021 год.... 21.03.2022
Рынок лизинга по итогам 2021 года: новый рубеж

Операционный лизинг автомобилей в России: с перспективой на будущее

В последние годы активно набирает обороты сегмент операционной аренды автомобилей, объем нового бизн... 21.02.2022
Операционный лизинг автомобилей в России: с перспективой на будущее

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2021 года: на гребне волны

Объем нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2021 года вырос на 54 %, обновив исторический максимум, при... 08.12.2021
Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2021 года: на гребне волны
Вся аналитика