В ближайшие 5-7 лет банковский канал продаж останется основным источником поступления премий по страхованию жизни. Дистрибуция через банковский канал продаж выгодна для страховщиков даже в условиях высоких комиссий - доступ к широкой клиентской базе делает его более привлекательным, чем развитие собственных агентских сетей.
При этом сегодня потенциал банковского канала продаж для продуктов по страхованию жизни используется не полностью: страхованием охвачены только заемщики банков, вынужденные приобретать страховые продукты для получения кредитов, продажи более сложных накопительных и инвестиционных страховых продуктов вкладчикам банков практически не развиты. При этом продвижение накопительных и инвестиционных продуктов по страхованию жизни через банковский канал продаж будет выгодно всем участникам рынка:
- Страховщики увеличат взносы и диверсификацию портфеля.
- Банки увеличат прибыль за счет комиссии за продажу страховых продуктов.
- Страхователи смогут получить больший набор финансовых услуг в одном финансовом институте, которому они доверяют.
Сергей Перелыгин, генеральный директор PPF Страхование жизни: «С учетом того, что сегмент кредитного страхования практически достиг границ насыщения, мы ожидаем увеличения доли некредитного страхования в структуре банковского канала продаж. По нашему опыту, продукты подобного класса включаются преимущественно в линейку премиального банкинга. Это позволяет банкам увеличивать портфель клиентов за счет диверсификации продуктовой линейки и гибкого реагирования на изменения экономической ситуации».
Александр Зарецкий, президент страховой компании «МетЛайф Алико» (группа MetLife): «Банки должны диверсифицироваться. Многие уже это понимают. Какая сейчас у большинства банков ситуация? У них маржа по кредитам снижается, темпы кредитования падают, прибыль от кредитования уменьшается. Какие остаются способы увеличить прибыль? Увеличение клиентской базы и зарабатывание на обслуживании. Доля прибыли от страхования достаточно большая – от 20 до 40%, и если и она, и основная доля кредитования падают, то получается двойной эффект».
В условиях прогнозируемого сокращения темпов прироста объемов потребительского кредитования (по прогнозам «Эксперта РА», темпы прироста объемов потребительского кредитования в 2013 году сократятся на 10 п. п. и составят 30% по сравнению со значением за 2012 год), потенциальный драйвер роста рынка страхования жизни заключается в наращивании продаж некредитных продуктов по страхованию жизни через банки.
По прогнозам «Эксперта РА», в 2013 году темпы прироста взносов по страхованию жизни составят 60%. В 2014 году в связи с замедлением роста потребительского кредитования темпы прироста взносов по страхованию жизни замедлятся и составят 52-57%. При этом еще большего сокращения темпов прироста взносов не произойдет в связи с началом реализации части мер по развитию рынка страхования жизни, прописанных в «Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года» (выравнивание налогообложения с НПФ по корпоративным пенсиям, включение страховщиков в пенсионную систему РФ).
В дальнейшем на рост взносов окажет влияние реализации и других задекларированных мер (введение налоговых льгот для физлиц, инвестиционное страхования жизни (2015 год). При этом полноценный эффект от реализации мер по развитию страхования жизни наступит не раньше 2016 года – рынку потребуется время для перехода на новые условия работы.
В 2013 году, по прогнозу «Эксперта РА», банковский канал продаж по-прежнему будет расти быстрее других. В 2014 году в связи с началом реализации части мер по развитию страхования жизни (выравнивание налогообложения с НПФ по корпоративным пенсиям, включение страховщиков в пенсионную систему РФ) высокие темпы прироста покажут корпоративный и агентский канал продаж, через которые традиционно реализуются продукты по пенсионному страхованию жизни.
Таблица 6. Прогноз взносов по каналам продаж
Канал продаж | 2012 год, млрд рублей | 2013 год,* прогноз, млрд рублей (темпы прироста взносов) | 2014 год,* прогноз, млрд рублей (темпы прироста взносов) |
Банки | 40,4 | 70,1 (74%) | 106,4 (52%) |
Корпоративный канал продаж | 6,7 | 8,5 (27%) | 14,5 (71%) |
Агентские сети | 4,0 | 4,5 (13%) | 8,0 (78%) |
Прочее | 2,7 | 3,0 (11%) | 4,5 (50%) |
Источник: «Эксперт РА»
В 2013 году, по прогнозу «Эксперта РА», наибольший рост произойдет в сегменте страхования жизни заемщиков потребительских кредитов. В 2014 году, в связи с началом реализации указанных выше мер, высокие темпы роста будут наблюдаться в сегменте пенсионного страхования жизни.
Ирина Якушева, генеральный директор «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ»: «Считаю, что эффект от внедрения мер по развитию рынка, конечно, не появится одномоментно. Это вопрос усилий страховщиков жизни по донесению клиенту выгод от приобретения наших услуг, вопрос оценки ими целесообразности и готовности приобретать наши услуги. Не хочется снова ссылаться на «финансовую грамотность» и прочее. Для меня ясно одно – страхование жизни в любом случае продается. И от того, насколько успешен страховщик в продажах, настолько будет наблюдаться эффект. Но в корпоративном направлении можно было бы ожидать достаточно быстрого отклика в случае внедрения налоговых льгот и допуска в корпоративные пенсионные системы».
Таблица 7. Прогноз взносов по сегментам страхования жизни
Сегмент страхования жизни | 2012 год, млрд рублей | 2013 год,* прогноз, млрд рублей (темпы прироста взносов) | 2014 год,* прогноз, млрд рублей (темпы прироста взносов) |
Страхование жизни заемщиков потребительских кредитов | 26,9 | 52,5 (95%) | 82,0 (56%) |
Инвестиционные и накопительные страховые продукты | 21,0 | 25,1 (20%) | 40,0 (60%) |
Пенсионное страхование | 0,9 | 1,0 (11%) | 3,4 (240%) |
Прочее страхование жизни | 5,0 | 6,5 (30%) | 8,0 (23%) |
Источник: «Эксперт РА»