Потенциал факторинга как продукта, дополняющего или заменяющего другие финансовые инструменты, во многом уже был исчерпан в период активного роста в 2011–2014 годах и отраслевой трансформации 2015-го. Поэтому развитие рынка в 2017-м будут обеспечивать, как и годом ранее, крупные сделки ведущих Факторов в сегменте реального сектора, а также потенциальный выход на рынок новых игроков, которые, помимо привлечения новых клиентов, будут предлагать действующим структурированные сделки, в том числе замещение кредитования факторингом. Поддержку рынку продолжит оказывать восстановление торгового сегмента. Так, по данным ряда исследований, крупнейшие торговые сети расширили площади в 2016 году, несмотря на текущее состояние экономики. В связи с активной интеграцией EDI-технологий и распространения системы блокчейн в торговой сфере мы ожидаем, что рост факторингового оборота в этом сегменте в 2017 году будет сопоставим с динамикой рынка факторинга в целом, даже в случае сохранения слабых темпов роста общего торгового оборота (в частности, за 2016 год оборот розничной торговли в России сократился на 5,2%).
По базовому прогнозу «Эксперт РА», рост рынка факторинга в 2017 году составит около 7% (см. таблицу 6). Данный прогноз подразумевает официальную инфляцию на уровне 5–6%, что обусловит снижение ключевой ставки ЦБ РФ до 8,5–9%. Среднегодовая цена на нефть марки Brent составит около 50 долларов США за баррель, а объемы рынка – порядка 2,2 трлн рублей. Позитивный сценарий базируется на предпосылках к росту цен на нефть (среднегодовой уровень – 60 долларов США) и сокращению инфляции до 4%, что позволит ЦБ РФ в течение года понизить ключевую ставку на 2–3 п. п., до 7–8%. В результате лидеры рынка получат возможность удешевить фондирование и смогут предложить клиентам еще более привлекательные условия. Рост рынка факторинга в таких обстоятельствах составит около 14%, а совокупный объем уступленных денежных требований достигнет порядка 2,4 трлн рублей. В 2017 году разовый эффект на рынок способна оказать проведенная в январе текущего года единовременная пенсионная выплата, что может выступить стимулом для некоторого увеличения потребительской активности. Как и прежде, значительное влияние на объем рынка могут оказывать крупные сделки и появление новых значимых игроков.
Таблица 6. Динамика факторингового рынка в 2017 году при реализации различных сценариев развития
Показатель | Базовый сценарий | Позитивный сценарий |
Среднегодовая цена на нефть марки Brent, долл. США | 50 | 60 |
Уровень инфляции, % | 5–6 | 4 |
Ключевая ставка Банка России, % | 8,5–9 | 7–8 |
Объем уступленных денежных требований, млрд руб. | 2 250 | 2 370 |
Темпы прироста, % | 7 | 14 |
Источник: прогноз «Эксперт РА»
Наиболее мощным стимулом для развития рынка в 2018 году может выступить факторинг в сегменте госзаказа, способный открыть Факторам доступ к новому пласту клиентов. Исторически сделки факторинга в сегменте госзаказа являлись практически недоступными из-за отсутствия регламентированных правил в нормативных актах, по которым компания – исполнитель госзаказа могла бы переуступить дебиторскую задолженность госоргана. Более того, согласно Закону «О госзакупках», смена поставщика по госконтрактам не допускается, что фактически означает запрет на факторинг в сфере госзаказа. Еще в 2013 году факторинговое сообщество активно продвигало снятие данных ограничений, однако тогда инициативы по внесению соответствующих изменений в законодательство не были поддержаны. Даже несмотря на отдельные судебные прецеденты по данной проблеме в пользу факторинговых компаний, публичная позиция Министерства финансов РФ оставалась отрицательной.
Вновь к вопросу о закреплении доступа факторинга к госзаказу правительство совместно с факторинговым сообществом вернулись лишь в 2016 году, когда стало понятно, что антикризисный план, предусматривающий расширение доступа МСБ к кредитным ресурсам и госзакупкам, выполнить не удается. Основной причиной, сдерживающей работу МСБ с госзаказчиками, являются ограниченные возможности использования рыночных механизмов финансирования кассовых разрывов. Существенным инструментом финансовой поддержки МСБ как раз и может стать доступ факторинговых компаний к госзаказу. В этой связи факторинговое сообщество совместно с предпринимателями инициировали соответствующие поправки в нормативно-правовые акты, которые получили одобрение у ряда министерств и, вероятно, будут рассмотрены Госдумой в мае 2017 года. Несмотря на то что отдельные сделки на рынке уже были реализованы, соответствующие изменения в нормативно-правовых актах, по нашим оценкам, позволят резко повысить распространенность факторинга для МСБ относительно других финансовых инструментов (в особенности, кредитования) с 2018 года.
Вместе с этим активизация работы в сегменте госзаказа таит в себе и риски, связанные со специфичностью прогнозирования поступающих Факторам денежных средств из бюджетов. Кроме того, потенциально открытие новой факторабельной ниши может привести к выходу на рынок еще большего числа игроков, что существенно усилит конкуренцию. Как следствие, к концу 2018 года ключевым вызовом для рынка наряду с конкурентной борьбой останется проблема удержания маржинальности. В условиях сохранения ценового демпинга наиболее вероятно снижение интереса к факторинговому бизнесу в пользу вложений в низкорисковые инструменты, что может сдержать развитие рынка.