– Насколько, по вашим оценкам, увеличился уровень проникновения услуги интернет-банкинга в России за 2012 год? Какие основные факторы обеспечивают позитивную динамику этого показателя?
– По оценкам экспертов системы HandyBank, уровень проникновения услуг интернет-банкинга в России увеличился за прошедший год на 2-2,5 п. п. и достиг 9%. В абсолютном выражении это означает, что количество наших граждан – активных пользователей интернет-банкинга – за 2012 год выросло на 3-4 млн человек. В ближайшие 4-5 лет темп роста данного сегмента рынка финансовых услуг будет только увеличиваться. Среди факторов, оказавших максимальное влияние на позитивную динамику, следует выделить общий рост доступности Интернета для домохозяйств, в том числе и в некрупных городах, стабильное увеличение числа пользователей мобильных устройств с доступом в Интернет: смартфонов и планшетов, – и общую тенденцию роста объемов и форм безналичной оплаты товаров и услуг среди населения.
– Какие препятствия предстоит преодолеть банкам, предоставляющим дистанционные банковские сервисы, чтобы интернет-банкинг стал по-настоящему массовой услугой в нашей стране?
– Сегодня далеко не все банки считают дистанционный сервис финансового обслуживания одним из своих основных и перспективных продуктов для населения. Однако регулярные опросы независимых экспертов постоянно свидетельствуют, что для людей при выборе банка наличие у него полноценного интернет-банкинга является одним из решающих факторов, если, конечно, речь не идет о поиске ими в первую очередь кредитных продуктов. Таким образом, объективно никаких значимых препятствий по массовому подключению клиентов к дистанционному банковскому обслуживанию уже нет. Все зависит только от задач и действий самого банка: как он выстраивает приоритеты по работе с розничной клиентурой, как организовывает каналы продвижения, подключения и сбыта, на какие объемы продаж услуги нацелен выйти.
– Каковы, на ваш взгляд, основные пути совершенствования систем безопасности онлайновых сервисов для физлиц?
– Наиболее эффективный путь – это повышение уровня осведомленности клиентов касательно совершенно банальных вещей: никто из посторонних лиц не должен знать логин, пароль, код авторизации, ключевое слово и прочие персональные данные, связанные с дистанционным продуктом. Подавляющая часть преступлений в этой сфере совершается при прямом или косвенном участии самого клиента: либо он сам «сдает» реквизиты при «псевдозвонке» от сотрудника банка, либо хранит эти данные в открытом для доступа виде на зараженном компьютере.
– Почему, несмотря на множественные публикации на эту тему, информированность пользователей об онлайновой технике безопасности остается невысокой?
– Информированность пользователей по-прежнему низкая в связи с тем, что общий уровень проникновения и культуры интернет-банкинга пока еще низкий. При массовом распространении услуг ДБО клиенты начнут соблюдать правила безопасности ровно так же, как сейчас они уже научились не писать PIN-код прямо на карте и вообще беречь его от посторонних.
– Удачным ли был 2012 год для HandyBank? Какие новшества планируется реализовать в системе HandyBank в 2013 году?
– Количество банков – участников межбанковской системы HandyBank выросло за год на 29% и превысило 120 финансовых организаций. Поэтому 2012 год следует признать достаточно успешным и продуктивным. В 2013 году для пользователей планируется реализация следующих онлайн-сервисов в системе: бронирование и заказ гостиниц, аренда автомобилей, покупка билетов на развлекательные мероприятия, геолокация (быстрое нахождение ближайших точек офлайнового финансового обслуживания пользователей), расширение способов моментального пополнения счета.
– Насколько сильно вырастет объем дистанционных платежей в России на горизонте ближайших 2-3 лет? Какие новые функциональные и интерфейсные решения смогут в среднесрочной перспективе предложить пользователю отечественные разработчики?
– В перспективе ближайших 3 лет объем интернет-платежей вырастет не менее чем в 2 раза, а при оптимистичном сценарии – в 2,5 раза. По нашему мнению, подавляющая часть инноваций для пользователей в сфере как функционала, так и интерфейса интернет-банкинга будет лежать в зонах бонусных программ и функционала геолокации.