Регулятивные нововведения и рост конкуренции затрудняют для банков наращивание процентных доходов, поэтому банки все активнее борются за комиссионные доходы. Один из драйверов комиссионных доходов – вознаграждения за предоставление гарантий, их доля в комиссиях выросла с 5% в 2010 до 7% в 2013 году. Но использовать этот потенциал смогут далеко не все: с 2014г. возможность предоставлять гарантии по госконтрактам потеряли 2/3 банков, и больше всех от нововведения выиграет Сбербанк России.
С 01.01.14 вступил в силу ФЗ-44, согласно которому ужесточены требования к банкам, чьи гарантии принимаются в качестве обеспечения заявок и исполнения госконтрактов. Такие банки обязаны иметь капитал не менее 1 млрд. руб. Слабая динамика корпоративного кредитования и борьба с дорогими потребкредитами ограничивают перспективы роста процентного дохода. В этой связи для банков повышается значимость всех компонентов комиссионных доходов. Но рассчитывать на комиссионный доход от выдачи гарантий по госконтрактам с 01.01.14 могут только банки, имеющие капитал не менее 1 млрд. руб. Эта мера стала третьим ужесточением: от обеспечения по госконтрактам ранее в два этапа (в 2009 и в 2010 гг.) от рынка были отсечены страховые компании (см. приложение 1).
Отсечение небольших банков от предоставления гарантий по госконтрактам не позволит ни повысить надежность гарантий, ни избавить рынок от «серых» гарантий. Как показывают отзывы лицензий и санации последних 5 лет, отождествлять понятия «крупный банк» и «надежный банк» некорректно. Преследуя цель повысить надежность банковских гарантий, правильнее было бы опираться на рейтинги кредитоспособности банков. Если же целью нововведения была борьба с «серыми» гарантиями, то она не может быть решена за счет отстранения от предоставления гарантий небольших банков. Резервы по гарантиям не уменьшают налогооблагаемую прибыль банка, при этом на Н1 гарантии оказывают сильное давление. Это побуждает не отражать выданные гарантии на внебалансовых счетах, что приводит к росту так называемых «серых» гарантий. Наименьший уровень достаточности капитала демонстрируют крупные частные банки из топ-50 (среднее значение Н1 около 12% на 01.01.13). Мера, которая позволила бы добиться успеха в борьбе с «серыми» гарантиями – единый реестр выданных гарантий.
Основные признаки «серых» гарантий: 1) оплата за банковскую гарантию идет не на счет в банк 2) низкая стоимость гарантии 3) банк не запрашивает учредительных документов и отчетность клиента.
Хотя в масштабах страны влияние нововведения не так велико, в некоторых регионах, где есть в основном небольшие региональные банки и Сбербанк, конкуренция может снизиться. На 01.01.14 около 345 банков удовлетворяют новым требованиям к капиталу (более 1 млрд. руб.), при этом за 2013 год 762 банка имели доходы от выдачи гарантий. Однако говорить о переделе рынка с годовым объемом доходов около 57 млрд. руб. не приходится. В объеме доходов от выдачи банковских гарантий и поручительств за 2013 доля банков с капиталом менее 1 млрд. руб. составила около 6%. В 2014 году в отдельных регионах РФ стоимость гарантий будет расти быстрее инфляции: скажется снижение конкуренции из-за сокращения числа банков, предоставляющих гарантии в рамках госконтракта.
Основным бенефициаром нововведения станет Сбербанк. Объем выданных Сбербанком гарантий растет почти в 2 раза быстврее среднерыночных темпов: за период с 01.01.13 по 01.01.14 крупнейший банк страны нарастил портфель гарантий на 41%, тогда как в среднем по рынку прирост составил 21% (см. таблицу 1). Если в среднем в 2010 году доля Сбербанка в объеме выданных гарантий составляла 17%, то на начало 2014 года – около 27%. Часто в небольших городах есть подразделения только Сбербанка и 2-3 небольших региональных банков, с капиталом менее 1 млрд. руб. Именно за счет таких регионов у крупнейшего банка страны есть возможность увеличить свою долю. На руку Сбербанку приемлемый запас по Н1 (в отличие от крупных частных банков, см. таблицу 2) и наличие крупнейшей в стране торговой площадки Сбербанк-АСТ. По прогнозам «Эксперт РА», доля Сбербанка на рынке банковских гарантий к концу 2015 года приблизится к 30%.
Таблица 1. Рэнкинг банков по объему выданных действующих гарантий на 01.01.14
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 2. Рэнкинг банков по активам на 01.01.14
Открыть таблицу в новом окне
Приложение 1. История развития рынка страхования ответственности по госконтрактам
Таблица. История развития рынка страхования ответственности по госконтрактам
Дата | Событие | Комментарий |
1 января 2006 года | Вступление в силу 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». | Страхование ответственности по госконтрактам становится одним из трех возможных способов обеспечения выполнения обязательств по госконтрактам (наряду с банковской гарантией и денежным залогом). |
23 августа 2009 года | Вступление в силу поправок к 94-ФЗ. Заказчик может не принимать в качестве обеспечения обязательств по госконтрактам страхование ответственности. | Падает спрос на страхование ответственности по госконтрактам. Растет предложение со стороны страховых компаний по выдаче банковских гарантий в качестве обеспечения обязательств по госконтрактам. |
2 августа 2010 года | Вступление в силу поправок к 94-ФЗ. Страхование исключается из числа способов обеспечения выполнения обязательств по госконтрактам, не принимаются в качестве обеспечения также банковские гарантии, выданные страховыми компаниями | Рынок страхования ответственности по госконтрактам практически закрывается. Исключения – государственные корпорации, проводящие тендеры не по 94-ФЗ |
Источник: «Эксперт РА»