В 2018 году динамика кредитования сегмента МСБ в большей степени будет определена развитием программ государственной поддержки субъектов МСП, усилением конкуренции преимущественно среди крупных банков за качественного заемщика, а также политикой банков в части подходов к оценке финансового положения своих клиентов.
За последние несколько лет в России стартовало и действует несколько программ государственной поддержки бизнеса. К ним можно отнести программу корпорации МСП «Шесть с половиной», лимит которой был увеличен на 50 млрд руб. в прошлом году, поручительства корпорации МСП, программу льготного кредитования субъектов АПК при поддержке Министерства сельского хозяйства и др. «Программа «6,5%» была наиболее востребованной в конце 2015 – начале 2016 годов, так как давала в период кризиса реальную помощь предпринимателям по вменяемой ставке. За 2017 год портфель льготных кредитов, выданных «Промсвязьбанком», показал почти трехкратный рост (с 1,9 до 5,9 млрд рублей). Только в июне и октябре 2017 года мы выдавали около 1 млрд рублей кредитных средств по льготной ставке в месяц. Всего в 2017-м «Промсвязьбанк» выдал около 4 млрд рублей льготных кредитов», – комментирует Кирилл Тихонов, вице-президент, управляющий директор по развитию малого бизнеса «Промсвязьбанка».
Также с начала февраля 2018 года Минэкономразвития РФ запустило программы субсидированного кредитования малых и средних предпринимателей под 6,5%, которое позволит более, чем на 3 п.п. снизить действующие льготные ставки. Можно полагать, что уже в первом полугодии 2018 спрос на заемное финансирование со стороны МСБ возрастет, поскольку для этого сейчас создались благоприятные условия: годовая инфляция в феврале составила 2,2%, как следствие, ключевая ставка снижена Банком России до 7,25%. Также в связи с грядущим повышением МРОТ ожидается увеличение покупательной способности населения, в том числе на товары, работы и услуги МСБ, что дает возможность говорить о возникновении отложенного спроса на кредитование малых и средних предприятий.
Однако нельзя полагаться исключительно на систему государственных льгот, поскольку она не лишена недостатков. Даже в условиях расширения господдержки доступ к заемным средствам для значительного числа небольших предприятий крайне ограничен ввиду узкого круга кредитных организаций, имеющим доступ к бюджетным средствам (в новой программе стимулирования кредитования субъектов МСП задействовано всего 15 банков) и консервативного подхода банков к оценке бизнеса МСБ.
Еще одной мерой способствующей росту кредитования МСБ, по мнению участников рынка, может стать снижение требований при определении категории качества заемщиков, а также предоставление кредитным организациям льготного периода для создания дополнительных резервов, например, при проведении реструктуризации действующих кредитов МСП. Действующие нормативные акты Банка России достаточно строго подходят к оценке небольших предприятий, что заставляет банки классифицировать ссуды МСБ в пониженные категории качества, даже если их реальное финансовое положение оценивается как хорошее. В связи с этим значительные резервы давят на капитал и рентабельность банковского бизнеса.
Рост государственного участия в банковской системе вследствие передачи трех частных крупных банков в Фонд консолидации банковского сектора и продолжающихся отзывов лицензии приводит к изменению рыночных условий. В результате частным и особенно небольшим банкам становится крайне сложно конкурировать с крупными госбанками. Экспансия со стороны крупных игроков побуждает их искать новые пути получения прибыли, среди которых особого внимания заслуживает гарантийный банковский бизнес. Многие банки ввиду нехватки качественных заемщиков стали делать упор на рост комиссионных доходов. Так, согласно полученным из анкет данным, совокупный объем действующего портфеля гарантий, предоставленных МСБ, увеличился за 2017 год на 35,3%. При этом, существенную долю (порядка 43%) в гарантийном портфеле банков занимают гарантии, предоставленные МСБ на цели реализации контрактов с компаниями, находящимися в государственной или муниципальной собственности в рамках законов о контрактной системе (44-ФЗ) и о закупках у госкомпаний (223-ФЗ). Однако и в данном сегменте в 2018 году вступают в силу новые требования: у банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, капитал должен быть не менее 1 млрд руб., и кредитный рейтинг не ниже ruBBB–1. Таким образом, небольшие банки, целевым клиентом которых зачастую является малый и средний бизнес, будут вынуждены сворачивать данный вид операций.
В базовый сценарий развития рынка кредитования МСБ Агентство закладывает среднегодовую цену на нефть 60 долларов США за баррель, уровень инфляции не более 4% за 2018 год и снижение ключевой ставки до 6,5% к концу года. При таких условиях объем кредитного портфеля МСБ по итогам года покажет рост до 15% и составит не более 4,9 трлн рублей на 01.01.2018 (за базу расчета принимаются данные официальной статистики ЦБ РФ) (см. график 18). Объем просроченной задолженности, по нашим оценкам, останется на прежнем уровне и продолжит сдерживать выдачи новых кредитов.
1 Согласно проекту постановления правительства «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов»