Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансы растущему бизнесу

 


КАРТА ПРОЕКТА
Финансы растущему бизнесу

Прогноз развития рынка: в ожидании роста

Развитие рынка кредитования МСБ в 2017 году будет зависеть от скорости восстановления экономики в целом. Помимо макроэкономических факторов, на малый и средний бизнес в 2017 году продолжит оказывать давление высокий уровень фискальной и административной нагрузки (в том числе значительный объем представляемой отчетности в надзорные органы и большая величина неналоговых платежей). Потенциально поспособствовать улучшению делового климата могла бы реализация мер, предусмотренных стратегией развития МСП в РФ до 2030 года. В частности, предполагается снижение издержек, связанных с предоставлением в регулирующие органы дублирующей информации, облегчение процедуры подтверждения статуса субъекта МСП, введение ряда налоговых вычетов и другое. Однако, по мнению RAEX (Эксперт РА), в 2017–2018 годах давление на субъекты МСП будет оставаться повышенным, что окажет сдерживающее влияние на восстановление уровня деловой активности.

Динамика рынка кредитования МСБ во многом будет определяться динамикой ключевой ставки Банка России. Снижающиеся процентные ставки по кредитам продолжат стимулировать спрос со стороны малых и средний предприятий на заемное финансирование, в том числе на долгосрочные ссуды. Однако уровень дефолтности по кредитам МСБ останется высоким, что не позволит значительно смягчить требования банков к заемщикам.

Крупнейшие банки продолжат наращивать свои позиции в сегменте МСБ за счет доступа к дешевому фондированию, а также более широкой продуктовой линейки и гибких условий кредитования. Совокупная динамика объема выданных кредитов МСБ будет определяться активностью банков из топ-30, в то время как небольшие банки продолжат демонстрировать сокращение или стагнацию портфеля при сохранении его невысокого качества. Вследствие активизации банков из топ-30 на рынке кредитования МСБ качественные заемщики будут делать выбор в пользу крупных банков в связи с более выгодными ценовыми условиями, что приведет к сохранению разрыва между долями просрочки в кредитных портфелях крупных участников и прочих банков. В условиях относительно стабильной внешней среды ключевые игроки будут оценивать возможность к возвращению стандартизированных подхов к оценке рисков по малым и средним компаниям. Реализация идеи подключения банков к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) позволит кредитным организациям получить доступ к широкому спектру значимой информации о заемщике. Подобная мера, с одной стороны, упростит процедуру получения кредита для бизнеса, а, с другой – сократит расходы банков на сбор и обработку этих данных и также повысит качество используемой информации.

Как и ранее, скорость восстановления рынка будет во многом зависеть от мер государственной поддержки. Изменение в программе «Шесть с половиной» в части снижения минимальной суммы кредита позитивно отразится на показателях объема выданных субъектам МСП ссуд и величине портфеля. С одной стороны, способствовать развитию кредитования МСБ будет увеличение доли кредитов, выданных в рамках программы региональными банками, а также расширение списка приоритетных отраслей. С другой стороны, несколько снизить выдачу кредитов МСБ уже во 2 полугодии 2017-го может ожидаемое законодательное закрепление факторинга госзаказов, в результате чего часть заемщиков будет переведена на факторинговое финансирование.

Ожидаемое введение послаблений при взвешивании ссуд МСБ в целях расчета нормативов достаточности капитала также позволит простимулировать кредитование МСБ. В частности, планируется увеличение максимальной суммы требований к МСБ, изменение требования к размеру ссуды для применения пониженного коэффициента (75%) с 0,2% от общего объема портфеля кредитов МСБ до 0,5% от размера капитала банка. 

Планируемое развитие механизма секьюритизации портфеля кредитов МСБ также могло бы повысить привлекательность данных вложений для банков. Однако, вероятнее всего, в среднесрочной перспективе секьюритизация не получит широкого распространения в связи с ограниченным кругом потенциальных инвесторов, а также вследствие отсутствия у небольших банков значительного пула однородных кредитов МСБ, которые можно было бы использовать для осуществления сделок. «Мы выпустили облигации на 7 млрд рублей с доходностью в 10,25% годовых. Для многих инвесторов это очень интересное предложение, и уверен, что вскоре у нас появятся последователи, практика секьюритизации МСП-активов будет развиваться. В числе якорных инвесторов – «МСП-Банк» и другие институты развития. Я считаю, что подобные облигации – хорошая альтернатива для многих инвесторов. Думаю, интерес к таким бумагам будет только возрастать», – комментирует Кирилл Тихонов, вице-президент, управляющий директор по развитию малого бизнеса «Промсвязьбанка».

Поддержку рынку также может оказать развитие Национальной гарантийной системы, ее потенциал в настоящее время задействован не полностью: остаются РГО, у которых отношение внебалансовых обязательств к капиталу устойчиво ниже 100%. С одной стороны, по мере восстановления экономики спрос бизнеса на кредиты, обеспеченные поручительствами фондов, может увеличиться, что приведет к снижению числа таких РГО. С другой стороны, способствовать развитию института поддержки МСБ гарантийными организациями может внесение ряда послаблений в регулирование РГО: снятие ограничений на вид деятельности заемщика / принципала, увеличение объема ответственности фондов, предоставление возможности заключения портфельных сделок. Реализация данных мер осложняется тем, что фонды функционируют за счет бюджетных средств и увеличение риска для гарантийной организации будет означать повышение риска для бюджета региона. Однако мы не ожидаем, что уровень покрытия кредитов МСБ поручительствами фондов вырастет с текущих 2% от объема выдач до более 4% в перспективе 2017–2018 годов.

Для того чтобы снизить значение норматива максимального риска на связанное с банком лицо или группу лиц (Н25), банки могут прибегнуть к дроблению крупных кредитов (в том числе выданных не субъектам МСП) на ссуды, предоставленные нескольким техническим компаниям, относящимся к малому и среднему бизнесу. Подобные способы снижения норматива будут приводить к увеличению портфеля кредитов МСБ.

По базовому сценарию мы ожидаем, что по итогам 2017 года кредитный портфель МСБ продемонстрирует рост на 5% и составит около 4,7 трлн рублей (см график 19). Базовый сценарий предполагает среднегодовую цену на нефть марки Brent в 50 долларов за баррель, замедление инфляции до 4,5–5% и снижение ключевой ставки на 1–1,5 п. п. Объем просроченной задолженности в абсолютном выражении продолжит снижаться, во многом благодаря списанию проблемных кредитов (в том числе переуступке прав требований), однако останется на высоком уровне и составит на 01.01.2018 порядка 12–13%, что по-прежнему будет ограничивать выдачи новых кредитов (по нашим оценкам, темп прироста выдач составит около 5–7%).

В негативном сценарии мы исходим из снижения среднегодовой цены на нефть до 40 долларов за баррель, инфляции на уровне 7–8%, вследствие чего ключевая ставка сохранится на уровне 10% и выше. При реализации негативного сценария просроченная задолженность может продемонстрировать рост до 16%. В результате объем выдач продолжит сжиматься, а величина кредитного портфеля снизится на 5%, до 4,2 трлн рублей.



Региональная структура кредитов МСБ: Москва сдает позиции Приложение 1. Интервью с партнерами исследования