В условиях исчерпания эффекта от «кредитных фабрик» и замедления экономического роста, придать новый виток роста кредитованию МСБ способно государство. Именно меры государственного стимулирования кредитования МСБ должны стать главным драйвером роста рынка в 2014 году. За счет оптимизации уже действующих механизмов и реализации анонсированных совсем недавно, государство cможет улучшить структуру портфелей МСБ, простимулировав банки выдавать более длинные кредиты.
Меры, направленные на рост доступности длинных кредитов для МСБ, могут оказать положительное влияние и на смежные отрасли, такие как страхование. «Снижение налоговой и административной нагрузки на бизнес, расширение налоговых льгот для страхующихся предпринимателей, а также государственное субсидирование при кредитовании МСБ и развитие проектного финансирования способны улучшить ситуацию в страховании малого и среднего бизнеса», говорит Андрей Мартьянов, Исполнительный директор СК «МАКС».
Для упрощения доступа МСБ к кредитам предполагается использовать средства Фонда национального благосостояния (около 100 млрд. руб. ежегодно): к концу 2013 года заработает в полную силу программа МСП-Банка по предоставлению гарантий по кредитам средним предприятиям. Банк России разработал план по развитию рефинансирования банков под залог ценных бумаг, в которые «упакованы» кредиты МСБ. Помимо этого, планируется создание Федерального гарантийного фонда (ФГФ).
Среди уже реализованных государственных мер по стимулированию малого бизнеса фигурирует отказ с 2014 года от двойного коэффициента при расчете социальных взносов для ИП, введение которого в 2013 году повлекло уход в «тень» более 500 тыс. индивидуальных предпринимателей.
ФГФ должен стать ядром национальной системы гарантийных организаций. Предполагается, что ФГФ будет координировать работу региональных гарантийных фондов, региональных микрофинансовых организаций, выдавать контргарантии и прямые гарантии субъектам МСБ, а также взаимодействовать с международными организациями. Ожидается, что его работа позволит предпринимателям получать больше кредитов на выгодных условиях, а банкам – улучшить качество активов, что в целом повысить эффективность оказываемой государством поддержки малому и среднему бизнесу.
Среди уже реализованных государственных мер по стимулированию малого бизнеса фигурирует отказ с 2014 года от двойного коэффициента при расчете социальных взносов для ИП, введение которого в 2013 году повлекло уход в «тень» более 500 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Меры государственной поддержки должны переломить тренд в динамике рынка (на протяжении последних двух лет темпы роста неизменно снижались), тем не менее, для реализации анонсированных государством мер поддержки потребуется не менее 6 месяцев, поэтому прогноз на 2013 год мы оставляем прежним (прирост портфеля кредитов МСБ на 15-17%). Подтверждая прогноз «Эксперт РА», данный в 2012 году, драйвером роста рынка до конца 2013 года останутся короткие кредиты торговым компаниям. «Торговый сектор отличает высокая оборачиваемость капитала и сохраняющийся высокий уровень рентабельности, что позволяет им легко обслуживать кредиты по предлагаемым на рынке процентным ставкам. У производственных предприятий оборачиваемость капитала существенно ниже, что зачастую вызывает сложности с обслуживанием долга по процентным ставкам, предлагаемым в рамках «кредитной фабрики», - говорит Андрей Петров, Директор управления малого бизнеса Сбербанка России. Тем не менее, мы ожидаем, что их доля перестанет расти в 2014 году, когда заработают новые меры господдержки.
В случае реализации планов правительства и Банка России в сочетании с макроэкономической стабильностью и ускорением темпов роста ВВП до 3% в 2014 году (прогноз Минэкономразвития), мы ожидаем, что темп прироста кредитования МСБ может достигнуть 18%.
При неблагоприятном развитии событий – рецессии в экономике, затягивании внедрения мер поддержки МСБ или их безадресной направленности, рынок продолжит замедляться. В результате темп прироста кредитных портфелей МСБ сократится до 10-12% по итогам 2014 года.