В 1 полугодии 2016 года рынок услуг кэш-менеджмента вырос на 15% за счет восстановления средств клиентов на расчетных счетах и снижения заинтересованности банков в операциях, сопряженных с кредитным риском. Для российского рынка характерны низкая диверсификация по продуктам и банкам-провайдерам. При этом отмечается высокая лояльность клиентов к основным банкам, обслуживающим их потоки ликвидности. По оценкам «Эксперт РА», в 2016 году объем доходов в секторе может вырасти на 10-15% в случае увеличения выручки и, как следствие, повышения активности клиентов на обслуживании.
По оценкам «Эксперт РА», в 1 полугодии 2016 года объем чистых доходов российских банков от предоставления услуг кэш-менеджмента вырос на 15% против 20-процентного сокращения годом ранее и составил около 180 млрд рублей. Доля доходов от услуг по управлению ликвидностью компаний в чистых процентных и комиссионных доходах банковского сектора в рассматриваемом периоде составила около 15%. По итогам 1 полугодия 2016 года чистые процентные доходы банковского сектора выросли на 19%, чистые комиссионные – на 13%. При этом комиссионные доходы оказались устойчивее к периоду экономического спада: в первом полугодии 2015 года они показывали незначительный рост (+5%) на фоне 36-процентного снижения процентных доходов. Восстановление средств клиентов на расчетных счетах (см. график 1) и заинтересованность банков в развитии транзакционных продуктов, не несущих кредитного риска, и стали основными причинами оживления в секторе кэш-менеджмента.
Около 60% банковских доходов от услуг кэш-менеджмента представляют собой чистые процентные доходы от остатков на счетах клиентов, согласно проведенному агентством опросу (см. график 2). Комиссионные составляющие формируют оставшуюся часть доходов: доходы от расчетно-кассового обслуживания (не менее 15%), конверсионные операции (около 12%) и валютные переводы (около 6%). Высокая концентрация доходов на одном продукте свидетельствует о низкой степени проникновения российских банков в казначейские операции клиентов. Для сравнения, в США диверсификация поступлений от сегментов кэш-менеджмента значительно выше. Наибольший доход, так же как и в России, приносят счета компаний до востребования, однако на них приходится только пятая часть доходов. Среди наиболее доходных услуг также денежные переводы, закупочные карты, информирование о движении средств и обработка поступающих платежных клиентских документов от юридических лиц.
Более 70% клиентских расчетов совершается через основной банк – поставщик услуг кэш-менеджмента, при этом 91% опрошенных компаний довольны качеством услуг. Согласно проведенному агентством опросу 180 компаний, наиболее привлекательные услуги на рынке в 2015 году предоставлял ПАО «Промсвязьбанк», при этом для 56% респондентов этот банк ключевой поставщик услуг кэш-менеджмента. Основными потребителями услуг кэш-менеджмента в России являются средние и крупные многофилиальные компании. Потребителям в первую очередь интересны такие продукты, как дистанционное банковское и расчетно-кассовое обслуживание, операции с валютой и карточные продукты (см. график 3). Среди прочих продуктов компании отмечали также банковское сопровождение контрактов и факторинг. Такие популярные во многих зарубежных странах услуги, как физический и виртуальный кэш-пулинг, среди российских клиентов не получили широкого распространения. Привлечение компаний на обслуживание по кэш-менеджменту является также эффективным способом расширить клиентскую базу по другим направлениям бизнеса. Так, в мире около 80% компаний осуществляют через банк-провайдер платежи, 70% – конверсионные операции, а около 50% берут в них займы1.
В 1 полугодии 2016 года около половины комиссионных доходов банковского сектора по операциям с корпоративными клиентами приходится всего на два банка. Вторым в рэнкинге после Сбербанка является частный Альфа-банк, чьи доходы от управления ликвидностью клиентов превышают доходы банков ВТБ 24 и ГПБ (см. таблицу 1). В совокупности на топ-5 банков-лидеров приходится около 62% полученных доходов сектора. Лидеры по предоставлению услуг кэш-менеджмента в мире (Ситибанк) и Центральной и Восточной Европе2 (группа Societe Generale, представленная среди лидеров российского рынка Росбанком) не столько активны на российском рынке и занимают соответственно 15-е и 13-е места в рэнкинге.
По оценкам «Эксперт РА», в 2016–2017 годах умеренно высокие темпы роста банковских доходов от кэш-менеджмента сохранятся при условии стабилизации финансового состояния крупных компаний. Основным ограничителем развития российского транзакционного банкинга выступает востребованность узкого спектра услуг по управлению ликвидностью (РКО, конверсии) со стороны клиентов. По мере привлечения все большего числа компаний на обслуживание отдельные банки сталкиваются с проблемой недостаточной активности3 со стороны уже сформированной клиентской базы. Основными источниками роста рынка в 2016–2017 годах может стать продвижение продуктов, генерирующих стабильные доходы в других странах, но еще не получивших широкого распространения в России (закупочные карты, кэш-пулинг). По оценкам агентства, в случае положительной динамики выручки крупных компаний уровень банковских доходов от услуг по управлению ликвидностью вырастет в 2016 году на 10-15%. Около 90% опрошенных агентством банков до конца 2016 года рассчитывают на увеличение комиссионной составляющей в структуре доходов кэш-менеджмента, что приблизит структуру российского рынка к стандартам западных стран.
Методика исследования
Выводы аналитиков «Эксперт РА» основаны на результатах анкетирования банков и компаний, а также на публичных данных, статистике Банка России по состоянию на 1 июля 2016 года.
В рамках данного исследования под кэш-менеджментом (cash management) понимается набор услуг, предлагаемых банками корпоративным клиентам, для управления средствами на счетах компании или группы компаний.
В классическом понимании кэш-менеджмент включает комплекс банковских услуг по управлению наличностью корпоративных клиентов. Передача банкам части казначейских функций позволяет компаниям снижать транзакционные издержки, консолидировать операции и расширять возможности по наращиванию дохода. В США данный вид услуг появился в конце 1960-х годов, в России банки начали предоставлять отдельные продукты кэш-менеджмента только в конце 1990-х годов.
Обращаем ваше внимание на то, что под основными терминами, используемыми в исследовании, мы понимаем следующее.
Транзакционный банкинг в широком смысле слова подразумевает под собой управление движением наличности и ценных бумаг в финансовой системе. Транзакционный банкинг включает кэш-менеджмент, торговое финансирование сделок, услуги по операциям с ценными бумагами и агентские услуги.
Host-to-Host – канал взаимодействия банка и клиента, обеспечивающий обмен информационными объектами между автоматизированными системами банка и клиента.
Эквайринг – комплекс услуг по приему банковских карт к оплате в торговой точке, предусматривающий установление банком-эквайером в торговых точках терминалов для приема карт и проведения расчетов по операциям с их использованием.
Физический кэш-пулинг (cash pooling) – консолидация счетов многохолдинговых компаний в общую систему, в результате которой вся ликвидность группы компаний физически концентрируется на одном мастер-счете.
Виртуальный кэш-пулинг – консолидация счетов многохолдинговых компаний в общую систему без реального перевода средств на основной счет, в результате которой денежные средства остаются на счетах каждой организации группы, но управляет этими средствами централизованно соответствующая структура группы.
В анкетировании по итогам 2015 года приняли участие девять крупнейших российский банков и 180 компаний. По нашим оценкам, охват банковского рынка составил около 20% по объему доходов, полученных от продуктов и услуг кэш-менеджмента. При расчете объемных показателей по рынку в целом нами были сделаны корректировки в соответствии с этой предпосылкой.
Выражаем признательность всем банкам и компаниям, принявшим участие в исследовании.
Приложение 1. Таблицы и графики
Таблица 1. Топ-25 банков по объему доходов от кэш-менеджмента за 1 полугодие 2016 года
Открыть таблицу в новом окнеТаблица 2. Топ-25 банков по объему доходов от РКО по операциям с корпоративными клиентами за 1 полугодие 2016 года
Открыть таблицу в новом окне1 Согласно данным исследование Euromoney Cash Management Survey за 2015 год.
2 Согласно данным исследования Global Finance Magazine за 2015 год.
3 Активным считается корпоративный клиент, по которому операционный результат от транзакционного бизнеса (совокупно чистый процентный доход от остатков на счетах до востребования и чистый комиссионный доход) превышает 100 тыс. рублей за квартал.