Рейтинговые действия, 06.11.2025

«Эксперт РА» повысило рейтинг г. Казани до уровня ESG-АА

Москва, 06.11.2025

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг ESG Муниципального образования города Казани (далее – Казань, Город) до уровня ESG-АА, что означает очень высокий уровень реализации и планирования практик в области устойчивого развития. Прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у Города действовал рейтинг на уровне ESG-АА- со стабильным прогнозом.

AA                 

Изменение рейтинга обусловлено принятием Казанью стратегии в области устойчивого развития, а также улучшением показателей по уровню охвата дошкольным образованием и обеспеченности населения жильем.

Казань – столица Республики Татарстан, один из крупных экономических, научно-образовательных, культурных центров и древних городов России. По итогам 2024 года население Казани составило 1,33 млн человек – треть всего населения Республики Татарстан. Более 50% от общего объема промышленного производства Города приходится на четыре вида деятельности: производство химических веществ и химических продуктов, обеспечение электрической энергией, газом, паром и кондиционирование воздуха, производство резиновых и пластмассовых изделий, а также производство компьютеров, электронных и оптических изделий.

Обоснование рейтинга

Блок Environmental (Окружающая среда) оказывает умеренно положительное влияние

E                 

Высокий уровень детализации и качества реализации экологической стратегии. В 2025 году принята Стратегия устойчивого развития г. Казани до 2030 года, в которой 7 из 15 фокусных направлений посвящены развитию экологического мышления, а также созданию и поддержанию благополучной экологической обстановки. По всем фокусным направлениям проведен SWOT-анализ, для каждой цели проанализирована текущая ситуации, основные вызовы и риски, определены ключевые показатели эффективности и потенциальные проекты. План мероприятий будет разработан ориентировочно до конца 2025 года и будет оценен агентством в рамках следующей актуализации рейтинга. Помимо этого, в своих подходах к минимизации негативного воздействия на окружающую среду Город руководствуется «Стратегией социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года», в которой рациональное использование природных ресурсов является одной из стратегических целей, и «Отраслевой стратегией экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2025–2027 годы и на перспективу до 2030 года».

Существенное воздействие на атмосферный воздух. В 2024 году в целом по Городу сохранился высокий уровень загрязнения атмосферы. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, увеличились на 3,0% по сравнению с 2023 годом, составив 35,2 тыс. т.

Умеренное воздействие на водную среду. Качество воды в большинстве крупных водных объектов сохранилось на уровне 2022 года: Куйбышевское водохранилище – 3 «б» (очень загрязненная), озеро Средний Кабан – 4 «а» (грязная) и р. Казанка – 4 «б» (грязная). Класс качества вод р. Волги в 4,7 км ниже Казани ухудшился до 3 «б» (очень загрязненная). В 2024 году была завершена реконструкция биологических очистных сооружений, а также проводилась рекультивация иловых полей биологических очистных сооружений, которую планируется завершить в июле 2026 года. С 2028 года запланировано начало реализации мероприятий по расчистке русла реки Ноксы с притоками в Казани. Агентство позитивно оценивает реализацию этих мероприятий по ликвидации накопленного экологического вреда в части состояния водной среды. Кроме того, в 2023 и 2024 гг. 97,3% населения были обеспечены качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, что оказывает поддержку оценке фактора.

Высокий уровень озелененности. За 2022–2024 гг. площадь зеленых насаждений увеличилась на 1,6 п. п., составив 32,8% от общей площади Казани. Город продолжает реализацию программ озеленения и обновил муниципальную программу по благоустройству территории на 2025–2027 гг., что положительно оценивается агентством. Помимо этого, за период существования внебюджетного муниципального проекта «Зеленый рекорд», стартовавшего в 2012 году, уровень озелененности повысился на 16,7 п. п. В 2024 году на территории Казани посажено 56,0 тыс. деревьев и 41,0 тыс. кустарников.

Приемлемая эффективность системы обращения с отходами. В Городе внедрена дуальная система сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). На сегодняшний день сбор ТКО в городе производится с 10,9 тыс. контейнерных площадок, на которых установлено 2,4 тыс. сетчатых контейнеров, предназначенных под раздельный сбор. С целью увеличения внимания населения к вопросу сортировки и увеличению объема собранного вторичного сырья в 2023–2025 гг. были открыты три специализированных пункта приема более 35 фракций. За 2024 год удалось увеличить долю ТКО, отправляемых на вторичную переработку, до 5,1%. Поддержку оценке фактора оказывает реализация программ по экологическому просвещению населения по раздельному накоплению и снижению образования отходов.

Достаточно высокий уровень затрат на охрану окружающей среды. За период 2023–2024 гг. затраты на охрану окружающей среды увеличились на 14,4% и составили 4,7 млрд руб. В 2024 году Город направил 94,2 млн руб. на охрану окружающей среды, что на 16,5% ниже цифры 2023 года и составляет 0,2% всех расходов местного бюджета. Ключевыми мероприятиями, на которые были выделены средства, стали содержание очистных сооружений и проведение мероприятий по рекультивации Самосыровской свалки ТКО.

Блок Social (Общество) оказывает умеренно положительное влияние

S                 

Высокий уровень доходов населения и низкий уровень безработицы. В 2024 году среднемесячная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в Казани составила 94,2 тыс. руб., что в 7,1 раза выше величины прожиточного минимума Республики Татарстан. Уровень безработицы продолжил снижаться и на 01.01.2025 составил 0,18%.

Высокий прирост населения. За период 2022–2023 гг. общий коэффициент естественного прироста населения увеличился на 0,3 п. п., составив 0,9%.

Умеренный уровень развития системы здравоохранения. В 2024 году число лечебно-профилактических организаций в Городе сохранилось на уровне 2023 года – 7,9 на 10 тыс. человек населения. При этом число государственных автономных учреждений здравоохранения (далее – ГАУЗ) увеличилось до 0,9 на 10 тыс. человек населения. Общая численность врачей сохранилась на уровне предыдущего года: по всем видам учреждений – 82 на 10 тыс. человек населения, по ГАУЗам – 61 на 10 тыс. человек населения. Городом проводятся мероприятия по созданию и обновлению медицинской инфраструктуры, предпринимаются меры по обеспечению финансовой устойчивости системы здравоохранения, ведется подготовка и привлечение кадров.

Достаточно низкий уровень охвата дошкольным образованием. За 2022–2024 гг. валовой коэффициент охвата дошкольным образованием детей в возрасте 1–6 лет увеличился на 6,2 п. п., достигнув в 2024 году 74,6%. Уровень обеспеченности детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми, на 01.01.2025 составил 716,0 на 1 000 детей, увеличившись за год на 5,5%. Улучшение показателя связано с вводом ряда дошкольных учреждений в эксплуатацию после капитального ремонта, а также открытием новых.

Высокий уровень обеспеченности населения жильем. По итогам 2024 года общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, увеличилась на 2,8% по сравнению с 2023 годом и составила 29,2 кв. м.

Умеренный уровень развития спорта. В 2024 году число спортивных сооружений на 10 тыс. человек населения составило 19,0, увеличившись на 6,7%. При этом численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах снизилась за 2023–2024 гг. до 125 человек на 10 тыс. человек населения, что обусловлено изменением критериев и алгоритма подсчета спортсменов, которые переходят с одного этапа спортивной подготовки на другой, а также демографическими показателями. В рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Казани на 2024–2028 годы» реализуются программы по устройству спортивных площадок, что оказывает поддержку оценке фактора.

Умеренное развитие сети розничной торговли и общественного питания. За 2023–2024 гг. количество объектов розничной торговли и общественного питания на 10 тыс. человек населения незначительно снизилось и составило 91,5 шт. При этом, общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах Города, увеличился на 12,9%, составив 349,5 млрд руб.

Блок Governance (Качество управление) оказывает положительное влияние

G                 

Высокий уровень детализации и качества реализации стратегии социально-экономического развития. В стратегии социально-экономического развития Города до 2030 года (далее – Стратегия) представлен детальный стратегический анализ (конкурентные преимущества, риски, возможности, угрозы), раскрыты цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации, а также проведена оценка согласованности стратегии Казани со стратегией Республики Татарстан и определены имиджевые проекты Города. Кроме того, агентство положительно оценивает успешное функционирование порядка 2,5 тыс. общественных объединений, обеспечивающих взаимодействие граждан, организаций и органов власти.

Высокий объем отгруженных товаров собственного производства (ООТ) и высокий уровень ООТ на душу населения. За период 2023–2024 гг. ООТ в действующих ценах вырос на 10%, составив 839,4 млрд руб. В общем объеме отгрузки 80% приходится на продукцию обрабатывающих отраслей, производство которых за год выросло на 20,4%. Показатель ООТ на душу населения также продемонстрировал положительную динамику, увеличившись за год на 9,3% до 633,9 тыс. руб.

Высокий уровень дисциплины исполнения бюджета. Фактическое значение налоговых и неналоговых доходов Казани за 2024 год составило 33,2 млрд руб., или 119,1% к плановым назначениям. Исполнение расходной части бюджета Города за 2024 год составило 54,1 млрд руб., или 91,5% к плановым назначениям, что выше отклонений от плана в 2022 и 2023 гг.

Регуляторное раскрытие

При присвоении рейтинга ESG муниципальному образованию городу Казани применялась методология присвоения рейтингов ESG (вступила в силу 20.03.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies.

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Исполнительного комитета города Казани, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Вебинар «Перенастройка глобальной карты: как изменилась мировая торговля с 2020 года», 14 октября 2025 года

Усилят ли фрагментацию международной торговли новые тарифы США и ответные тарифы других стран? Можно ли говорить о формировании параллельных торговых блоков США и Китая? Какие страны или группы стран в наибольшей степени пострадают от фрагментации международной торговли? Эти и другие вопросы обсудили на вебинаре макроэкономисты Антон Табах и Анастасия Подругина вместе с гостями Ольгой Бирюковой и Петром Гришиным. 14.10.2025

Эксперты оценили влияние доли неформального сектора на состояние регионов

Ведомости

Обеление экономики способствует росту инвестиционной привлекательности, заявляют в "Эксперт РА".
09.10.2025

Русский Север возвращает гостя

Коммерсантъ

Туризм
30.09.2025

Баланс развития в условиях вызовов

Коммерсантъ

"Эксперт РА" представил рэнкинг устойчивости российских городов в 2025 году
16.09.2025

Финансово независимые: как развивались российские регионы в 2025 году

Известия

Агентство "Эксперт РА" оценило бюджеты субъектов Федерации
10.09.2025