Москва, 25 марта 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Республике Индия на уровне BBB- по международной шкале, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства обусловлен быстрым ростом экономики страны при текущем уровне экономического развития ниже среднего, невысокими темпами инфляции, умеренно низкими темпами роста населения, высоким уровнем развития банковского сектора, умеренно развитым рынком труда, удовлетворительным уровнем развития человеческого капитала, слабой сбалансированностью бюджета, умеренно высоким уровнем институционального развития, высокими показателями внешнедолговой устойчивости и диверсификации экспорта. Положительное влияние на оценку оказывает высокий уровень покрытия международными резервами обязательств по внешнему долгу. Давление оказывает высокий уровень долговой нагрузки.
Республика Индия (далее – страна, республика, Индия) – государство, расположенное в Южной Азии. Площадь территории страны составляет 3,287 млн кв. км, столица – г. Нью-Дели. Ключевыми секторами экономики страны являются финансовые, риэлторские и профессиональные услуги; сельское, лесное и рыбное хозяйство; торговля, гостиницы, транспорт, связь и услуги, связанные с вещанием.
Обоснование рейтинга
Быстрорастущая экономика с уровнем развития ниже среднего. По итогам 2023/24 финансового года ВВП Индии увеличился на 9,7% в реальных значениях. В 2024/25 году динамика замедлилась: +6,7% и +5,4% г/г в 1 и 2 квартале соответственно. По итогам 2024/25 года ожидается, что темпы прироста ВВП составят +6,4%. Одной из основных причин наблюдаемого торможения роста является ослабление динамики потребительского спроса – в период с апреля по декабрь 2024 года темпы роста розничных продаж превышали 5%-й уровень только в разгар праздничного сезона в октябре и ноябре. В 2023 календарном году показатель ВВП на душу населения по ППС составил 10,23 тыс. долларов.
Невысокие темпы инфляции и высокий уровень развития банковского сектора. В течение 2024 года инфляция в Индии характеризовалась непостоянством динамики. Годовые темпы роста цен, снизившись к июлю до минимальных за последние 5 лет значений (3,54%), в последующие месяцы вновь стали расти и к концу октября достигли уровня 6,2%. Ключевым проифляционным фактором стали негативно сказавшиеся на урожае погодные условия. С ноября 2024 года инфляция стала замедляться – по итогу января 2025 года годовой прирост цен составил 5,2%. В начале февраля Резервный банк Индии впервые за 5 лет снизил ключевую ставку на 25 б. п. до 6,25%, что было обосновано регулятором необходимостью кредитной поддержки совокупного спроса в условиях замедления экономики. Впрочем, рост кредитования помимо повышенных ставок сдерживается и периодически возникающим в банковской системе дефицитом ликвидности, связанным с отстающей динамикой депозитной активности.
Активы банковской системы Индии к концу 2023/24 финансового года составили 235,6 трлн индийских рупий (порядка 2,8 трлн долларов) или 74,2% от ВВП. К концу декабря 2024 года запас банковских активов вырос на 7,7% до 257,3 трлн рупий (порядка 3,0 трлн долларов). Кредитный портфель банков характеризуется высоким качеством. Доля просроченных кредитов в общем объеме выданных ссуд в конце сентября 2024 года составляла 2,6%, снизившись на 0,6 п. п. г/г.
Умеренно низкие темпы роста населения, умеренно высокий уровень развития рынка труда и удовлетворительный уровень развития человеческого капитала. За 2023 год население страны увеличилось на 0,9%, составив на начало 2024 года 1 млрд 438 млн человек. У страны низкая демографическая нагрузка – доля населения вне возрастной группы 15-64 лет в 2023 году составила 32%. Уровень общей безработицы в среднем по 2023/24 финансовому году по официальным данным составил 3,2%. Статистические показатели по индийскому рынку труда в некоторой степени искажены – в стране наблюдается высокая неформальная занятость (более 50% в несельскохозяйственной части экономики). Страна обладает рабочими ресурсами с удовлетворительным уровнем человеческого капитала – индекс человеческого развития в 2023 году составил 0,644.
Высокий уровень долговой нагрузки. Государственный долг страны в отношении к доходам консолидированного бюджета за прошлый год по состоянию на 1 апреля 2024 года составил 384,4% (в отношении к ВВП – 83,0%). Долг центрального правительства в отношении к ВВП составил 58,2% от ВВП (из них 55,5% – внутренний долг). К концу 2030/31 финансового года правительство намерено снизить уровень правительственного долга до 50% от ВВП. Отношение процентных расходов к доходам бюджета в 2022/23 году было на уровне 25,7%.
Слабая сбалансированность бюджета. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета в 2023/24 году увеличились на 17,1% до 63,8 трлн рупий (порядка 0,8 трлн долларов). Расходы бюджета в свою очередь возросли на 15,6% до 91,1 трлн рупий (порядка 1,1 трлн долларов). Фискальный дефицит оказался на уровне 9% от ВВП.
Дефицит центрального правительства в 2023/24 году составил 5,6% от ВВП. Почти весь фискальный дефицит был покрыт за счет выпуска долговых инструментов. В частности, 71,2% недостающих средств обеспечили рыночные выпуски гособлигаций со сроком до погашения более года, а 27,3% – облигации, приобретаемые финансовыми институтами малых сберегательных схем населения. В 2024/25 ожидается сокращение отрицательного бюджетного сальдо до 4,8% от ВВП.
В бюджет центрального правительства на 2025/26 год заложена дальнейшая бюджетная консолидация (4,4% от ВВП). Параметры бюджетных расходов постепенно возвращаются к относительным уровням допандемийного периода. Расходы центрального бюджета в отношении к ВВП в 2025/26 году должны снизиться до 14,2% от ВВП (14,6% в 2024/25 году и 15% в 2023/24 году). При этом фактором, сдерживающим сокращение дефицита в бюджете 2025/26 года, стали озвученные в феврале изменения в правила взимания подоходного налога: необлагаемый налогом предельный порог годового дохода был повышен с 700 тыс. рупий (порядка 8,1 тыс. долларов) до 1,28 млн рупий (порядка 14,8 тыс. долларов), а для категорий населения с доходом выше порогового было произведено снижение ставок налогообложения.
Высокая степень диверсификации экспорта. Ни одна товарная категория не составляет более четверти стоимости товарного экспорта страны. Крупнейшей статьей экспорта в 2023/24 году были минеральное топливо, масла и продукты их перегонки – их доля составила 22,4%. Далее по вкладу в совокупную стоимость идут драгметаллы и изделия из них (8,4%), электрические машины, оборудование, их части и т.п. (6,3%), машины, оборудование и механические устройства; их части (6,1%) и органические химические вещества (4,7%).
Высокие показатели внешнедолговой устойчивости. По состоянию на 1 апреля 2024 года внешний долг Индии составлял 641,6 млрд долларов. В отношении к экспорту внешний долг был на уровне 85,5%. Отношение процентных платежей за прошедший год к экспорту составило 3,5%. У страны высокий уровень золотовалютных резервов (далее – ЗВР): на 1 апреля 2024 года их отношение к предстоящим в течение 12 месяцев выплатам тела долга и процентов составляло 1223,8%. До конца сентября 2024 года ЗВР устойчиво росли, составив на 01.10.2024 688,3 млрд долларов, что позволяло покрыть 9,3 месяца импорта. С октября из-за возникновения необходимости проведения интервенций на валютном рынке, возникшей вследствие усилившегося к концу календарного года оттока капитала, международные резервы испытали снижение и к 17.01.2025 опустились до 624 млрд долларов.
Приемлемый уровень институционального развития. Система защиты гражданских и экономических прав и свобод, несмотря на предпринимаемые органами власти меры, пока оценивается консервативно. Социальные риски низкие. Эффективность монетарной и фискальной политики за последние годы значительно возросла.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Индия был впервые опубликован 14.03.2013. Предыдущий пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.07.2016.
Кредитный рейтинг присвоен по международной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась Методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенным правительствам (вступила в силу 21.11.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись статистические данные государственных органов страны, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Республики Индия и иные органы государственной власти не принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Индия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.