Москва, 10 марта 2025 г.
В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что выпуски облигаций Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования ДОМ.РФ» (далее – Облигации) от 18.10.2022 (рег. номер 4-03-00598-R-001P), 21.12.2022 (рег. номер 4-04-00598-R-001P), 26.05.2023 (рег. номер 4-05-00598-R-001P), 31.08.2023 (рег. номер 4-06-00598-R-001P), 28.02.2024 (рег. номера 4-08-00598-R-001P и 4-09-00598-R-001P), 27.09.2024 (рег. номер 4-10-00598-R-001P), 24.12.2024 (рег. номер 4-11-00598-R-001P) продолжают соответствовать принципам социальных облигаций (SBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее – Принципы социальных облигаций).
Выпуски Облигаций полностью соответствуют базовым критериям Принципов социальных облигаций, а именно:
Использование средств | Использование денежных средств направлено на реализацию социальных проектов, которые вносят вклад в достижение национальных целей и целей устойчивого развития ООН, а также соответствуют международным принципам устойчивого финансирования. |
Процесс оценки и отбора проектов | Процесс оценки и отбора проектов состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с регламентированным порядком. |
Управление средствами | Финансирование осуществляется через специально созданное юридическое лицо. Средства, полученные от размещения Облигаций, полностью направляются на финансирование реализации отобранных проектов. |
Отчетность | Отчетность об использовании привлеченных средств обеспечивает высокую степень детализации и прозрачности для всех заинтересованных сторон. |
Для формирования независимого заключения ООО «СОПФ ДОМ.РФ» (далее – Эмитент, СОПФ, Компания) предоставило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в предоставленных материалах.
Компанией предоставлены документы, в которых регламентируется проводимая работа в рамках социального финансирования.
Параметры выпусков:
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-03-00598-R-001P от 02.12.2021 |
ISIN | RU000A105B03 |
Объем эмиссии | 15 млрд руб. |
Дата начала размещения | 18.10.2022 |
Дата погашения | 15.11.2025 |
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-04-00598-R-001P от 01.12.2022 |
ISIN | RU000A105LY0 |
Объем эмиссии | 10 млрд руб. |
Дата начала размещения | 21.12.2022 |
Дата погашения | 15.11.2026 |
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-05-00598-R-001P от 27.04.2023 |
ISIN | RU000A1068T7 |
Объем эмиссии | 15 млрд руб. |
Дата начала размещения | 26.05.2023 |
Дата погашения | 15.05.2026 |
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-06-00598-R-001P от 26.06.2023 |
ISIN | RU000A106P97 |
Объем эмиссии | 30 млрд руб. |
Дата начала размещения | 31.08.2023 |
Дата погашения | 26.08.2027 |
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, обеспеченные залогом денежных требований и поручительством |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-08-00598-R-001P от 15.02.2024 |
ISIN | RU000A107TK8 |
Объем эмиссии | 15 млрд руб. |
Дата начала размещения | 28.02.2024 |
Дата погашения | 21.02.2029 |
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, обеспеченные залогом денежных требований и поручительством |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-09-00598-R-001P от 15.02.2024 |
ISIN | RU000A107TL6 |
Объем эмиссии | 5 млрд руб. |
Дата начала размещения | 28.02.2024 |
Дата погашения | 12.02.2027 |
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, обеспеченные залогом денежных требований и поручительством |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-10-00598-R-001P от 17.09.2024 |
ISIN | RU000A109N54 |
Объем эмиссии | 10 млрд руб. |
Дата начала размещения | 27.09.2024 |
Дата погашения | 25.09.2026 |
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, обеспеченные залогом денежных требований и поручительством |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-11-00598-R-001P от 17.10.2024 |
ISIN | RU000A10AFV3 |
Объем эмиссии | 10 млрд руб. |
Дата начала размещения | 24.12.2024 |
Дата погашения | 23.12.2025 |
Обоснование мнения
Использование средств. СОПФ было создано для реализации механизма «инфраструктурные облигации», утвержденного принятыми Правительством РФ правилами финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования 1 (далее – Программа). Основная деятельность Эмитента – выпуск облигаций, средства от размещения которых направляются на финансирование строительства (проектирования, реконструкции) объектов социальной, инженерной, дорожно-транспортной и IT-инфраструктуры, а также наёмных домов (далее – Проекты) через выдачу займов застройщикам, концессионерам и частным партнерам, дочерним обществам субъектов РФ, в т.ч. с последующей выдачей займов региональным застройщикам. Ключевые цели финансируемых Проектов – обеспечение жилищного строительства, достижение инфраструктурной обеспеченности территории и развитие городской среды.
Виды Проектов, которые могут финансироваться в рамках Программы:
- объекты социальной инфраструктуры (включая объекты образования, здравоохранения, культуры и спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма);
- сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения, газо-, тепло- и электроснабжения);
- объекты транспортной инфраструктуры;
- общественные пространства (включая городские парковки);
- общегородские объекты жилищно-коммунального хозяйства;
- объекты благоустройства территорий, в т.ч. для их освещения;
- объекты электроэнергетики;
- гидротехнические сооружения (сооружения, предназначенные для защиты от наводнения, разрушения берегов и дна водохранилищ, рек);
- объекты информационных технологий;
- наемные дома.
Эмитент подтвердил целевое использование привлеченных средств от размещения Облигаций за 2021–2024 гг. За период 01.07.2024–31.12.2024 произошли следующие ключевые изменения:
Проект | Объем займа | Срок и стадия реализации |
Отобраны следующие проекты: | ||
Строительство автомобильной дороги (пр. Ветеранов до Красносельского шоссе) в перспективной зоне жилой застройки, г. Санкт-Петербург | 1,4 млрд руб. | 2024–2026 гг., строительство |
Строительство сетевой инфраструктуры в рамках КРТ «Новинки», Нижегородская область | 5,9 млрд руб. | 2025–2037 гг., проектирование |
Строительство онкоцентра в г. Перми, Пермский край | 8,4 млрд руб. | 2025–2043 гг., проектирование |
За период 2021–2024 гг. общий объем займов по одобренным Проектам составил 190,4 млрд руб., объем финансирования за счет средств, привлеченных от размещения Облигаций, – 98,6 млрд руб. в рамках 50 договоров займа по финансированию Проектов в 26 регионах РФ.
Ключевые цифры реализации запланированных Проектов:
- строительство объектов социальной инфраструктуры на 15,5 тыс. мест и 600 посещений в смену;
- повышение качества и доступности инженерных сетей протяженностью более 1,6 тыс. км;
- развитие транспортной инфраструктуры со строительством дорог протяженностью почти 150 км;
- улучшение условий проживания более 770 тыс. семей;
- обеспечение инфраструктурой 38,4 млн м2 вводимого жилья.
Таким образом, утвержденная Программа основана на принципах партнерства государства и бизнеса в области устойчивого развития и подразумевает создание доступной базовой инфраструктуры, новых рабочих мест, обеспечение доступа к социально значимым услугам, а также общественно-экономическое развитие и расширение социально-экономических возможностей населения. Использование средств соответствует Принципам социальных облигаций.
Процесс оценки и отбора проектов. Принятие решения об отборе Проектов осуществляется Правительственной комиссией по региональному развитию в РФ (далее – Правительственная комиссия) или Межведомственной комиссией по отбору проектов при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой РФ, Межведомственная комиссия). Минстрой РФ утвердил положение о Межведомственной комиссии, а также порядок принятия решений об отборе Проектов. В состав Межведомственной комиссии входят уполномоченные лица, которые принимают решение об отборе Проектов. Одним из ключевых требований для отбора Проекта является целевое финансирование строительства социальной, инженерной, дорожно-транспортной, энергетической и IT-инфраструктуры, наемных домов, а также наличие экспертного заключения АО «ДОМ.РФ» о целесообразности реализации Проектов. Экспертиза проводится АО «ДОМ.РФ» в соответствии с утвержденным регламентом, в т.ч. на основании ходатайства субъекта РФ, на территории которого планируется реализация Проектов. Эмитентом предоставлены документы о рассмотрении экспертных заключений, протоколы Межведомственной и Правительственной комиссий, решения АО «ДОМ.РФ» о согласии на предоставление СОПФ займов, что подтверждает оценку и отбор каждого из 53 Проектов в рамках социального финансирования. Процесс оценки и отбора Проектов отвечает Принципам социальных облигаций.
Управление средствами. Утвержденная Концепция социальных облигаций Эмитента (далее – Концепция) описывает процесс управления средствами. Финансирование Проектов привлекается через специальное юридическое лицо, СОПФ, что подразумевает обособленность учета. В соответствии с условиями Программы денежные средства, полученные от размещения Облигаций для финансирования Проектов, зачисляются на залоговый счет Эмитента. На всех стадиях строительства ведется сопровождение одобренных Проектов, контроль целевого использования денежных средств, кредитный мониторинг и строительный контроль. По состоянию на 31.12.2024 заключено 50 договоров займа в 26 регионах РФ. В рамках исполнения обязательств по договорам и следуя порядку выдачи и учета займов, регламентированному внутренними документами, Компания направила денежные средства, привлеченные от размещения Облигаций, в объеме 98,6 млрд руб. Управление средствами соответствует Принципам социальных облигаций.
Отчетность. Раскрытие информации об использовании денежных средств и ходе исполнения Проектов осуществляется в соответствии с Концепцией: на корпоративном сайте СОПФ размещается в т.ч. информация о Проектах, сроках и статусе их реализации, объеме финансирования и вкладе в достижение национальных целей. Эмитент осуществляет подготовку единой отчетности по всем выпускам Облигаций в рамках Программы Облигаций 4-00598-R-001P от 01.04.2021 (с учетом изменений, зарегистрированных Банком России 02.08.2021 и 27.02.2023). В расширенном формате информация направляется ежеквартально Межведомственной и Правительственной комиссиям. Отчетность соответствует Принципам социальных облигаций.
Регуляторное раскрытие
При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 19.02.2025).
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ДОМ.РФ», ООО «СОПФ ДОМ.РФ», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам социальных облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.
Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion).
1 Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2459 «Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»