Москва, 18 июня 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «Помощь интернет-магазинам» до уровня ruВВВ- и изменило прогноз на стабильный. Ранее у компании действовал кредитный рейтинг на уровне ruВВ+ с позитивным прогнозом.
Рейтинг кредитоспособности ООО «Помощь интернет-магазинам» обусловлен средней оценкой риск-профиля отрасли, ограниченными рыночными и конкурентными позициями, комфортной долговой нагрузкой, умеренно высокой оценкой ликвидности, комфортной рентабельностью и удовлетворительной оценкой блока корпоративных рисков при сдержанном уровне транспарентности. Повышение уровня кредитного рейтинга обусловлено положительной динамикой операционных показателей, в том числе выручки и рентабельности EBITDA, существенным ростом операционного денежного потока и направлением дополнительно полученной ликвидности на погашение ранее привлеченного долга, и, как следствие, сокращением долговой нагрузки. Изменение прогноза на стабильный отражает видение агентства по удержанию достигнутых метрик блока финансовых рисков в среднесрочной перспективе на фоне благоприятных прогнозов по рынку электронной коммерции и наличию значительного портфеля действующих решений, удовлетворяющих растущую потребность рынка.
ООО «Помощь интернет-магазинам» (далее – компания, ПИМ) является поставщиком SAAS-сервисов на рынке электронной коммерции – специализируется на предоставлении посредством разработанного программного обеспечения различных услуг для интернет-магазинов, реализующих товары конечным покупателям через службы доставки. В 2023 г. компания структурировала свои бизнес-процессы, объединив сервисы в 4 основных направления деятельности, взаимодополняющие друг друга: логистические сервисы, финансовые сервисы, Data&Marketing и сопровождение рекламных партнеров (ранее CPA платформа для e-commerce). В рамках логистического сегмента реализуются сервис Агрегация, позволяющий комфортно работать с разными службами доставки и выбирать оптимальный способ отправки, система PIM.WMS, позволяющая управлять заказами на складе (Warehouse Management System), предназначенная для автоматизации складских процессов (прием, маркировка, адресное хранение, отгрузка, возврат, отслеживание остатков и прочее), а также контроль и отслеживание доставок через сервисы Pim.Контроль и Pim.Трекинг. Сегмент финансовых сервисов представлен платежным сервисом Pikassa, программно-аппаратным комплексом для осуществления безопасной сделки, включая холдирование, каскадный эквайринг, онлайн-платежи и прочие виды услуг, а также выручкой от ускорения выплат наложенных платежей (ускоренные перечисления). Внутри сегмента Data&Marketing предоставляются сервисы на основе данных о заказах, проходящих через ИТ-системы ПИМ, в том числе определение ненадежных покупателей и аналитика для e-commerce в России. В рамках сопровождения рекламных партнёров происходит взаимодействие между компанией-рекламодателем и партнером, который привлекает клиентов для компании-рекламодателя и получает вознаграждение только за определенное целевое действие (CPA).
Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчётности МСФО ООО «Помощь интернет-магазинам».
Обоснование рейтинга
Средняя оценка риск-профиля отрасли. Компания предоставляет услуги для игроков рынка e-commerce, имеет долгосрочную базу клиентов и разрабатывает собственные продукты. Российский рынок e-commerce растет двузначными темпами, является достаточно концентрированным – на маркетплейсы по итогам 2024 г. пришлось 77% заказов в онлайн-сегменте и 53% от общего размера рынка, также именно маркетплейсы являются ключевым драйвером роста рынка e-commerce. Несмотря на то, что ПИМ уже сотрудничает с несколькими маркетплейсами по отдельным услугам, комплексное решение для крупнейших маркетплейсов находится только в стадии разработки. На текущий момент основная часть выручки ПИМ приходится на работу с малыми и средними магазинами. С одной стороны, это ограничивает потенциальный объем рынка для компании, так как крупнейшие маркетплейсы предоставляют собственные финансовые и логистические сервисы интернет-магазинам, с другой – малые и средние онлайн-поставщики находятся в поиске готовых решений, которые помогут обеспечить конкурентное преимущество. Устойчивость к внешним шокам оценивается агентством на среднем уровне. Оценка барьеров для входа несколько сдерживает оценку риск-профиля отрасли ввиду относительно низкой материальной капиталоемкости отрасли.
Ограниченные рыночные и конкурентные позиции ввиду небольшой доли компании на рынке услуг для e-commerce и небольших масштабов бизнеса. Выручка компании достаточно диверсифицирована, на ключевой тип продукта приходится не более 50% в структуре доходов. Целевой рынок является изначально высоко конкурентным, вместе с тем компания разрабатывает собственные решения.
Комфортная долговая нагрузка. Отношение долга на 31.12.2024 (далее – отчетная дата), скорректированного на денежные средства (далее – чистый долг), к EBITDA за 2024 г. (далее – отчетный период) по расчетам агентства составило 0,7х против 3,6х годом ранее, что по бенчмаркам агентства соответствует максимальной оценке. Агентство ожидает сохранения долговой нагрузки на уровне ниже 1,0х в среднесрочной перспективе. Коэффициент покрытия процентных расходов показателем EBITDA увеличился до 8,5х (против 2,9х годом ранее). Имея статус IT-компании, ПИМ предоставлен доступ к банковскому финансированию по льготной ставке, что позитивно сказывается на процентной нагрузке. Компания не имеет планов по агрессивному наращиванию долгового портфеля на горизонте одного-двух лет, соответственно агентство не ожидает ухудшения метрик процентной нагрузки в прогнозном периоде.
Умеренно высокая оценка ликвидности. На горизонте года от отчетной даты ожидаемый операционный денежный поток и значительный остаток денежных средств на отчетную дату достаточны для обслуживания долга и осуществления капитальных затрат. Агентство присваивает максимальную оценку прогнозной ликвидности, несмотря на ожидаемое сокращение чистого операционного денежного потока по итогам 2025 г. в результате завершения нескольких проектов с клиентами и возникшей необходимостью замещать выпадающие объемы новыми договорами, а также ростом операционных расходов, в частности, дополнительных расходов на расширение штата и отчислений в ФОТ в связи в новыми разработками программных сервисов. ПИМ имеет открытые кредитные линии с достаточными объёмами, которые могут быть использованы в качестве дополнительного источника ликвидности. Качественная оценка ликвидности находится на комфортном уровне. Сдерживает качественную оценку ликвидности по мнению агентства практика предоставления займов и формирования дебиторской задолженности в отношении аффилированных лиц, вне периметра консолидации отчетности МСФО ПИМ, с отрицательными чистыми активами и убытками. График погашения долгового портфеля не предусматривает пиков на горизонте года от отчетной даты, на момент рейтингового анализа существенная часть краткосрочного долга была погашена. По состоянию на конец апреля 2025 г. 79% кредитного портфеля компании представлено облигационным выпуском, 21% - льготными кредитными линиями. Риски концентрации на источниках фондирования оцениваются как низкие ввиду низкого уровня общей долговой нагрузки. Дивидендная политика не утверждена. Выручка и расходы компании, а также активы и обязательства номинированы в одной функциональной валюте – российском рубле – ввиду чего реализация валютного риска определяется как низкая.
Комфортная рентабельность. Рентабельность по EBITDA в отчетном периоде составила 34%, 19% годом ранее. Драйверами роста показателя стали успешное масштабирование программного продукта «Агрегация», реализация крупного проекта по сопровождению рекламных партнеров с банком из Топ-10, а также ощутимый эффект от продукта Pikassa. В прогнозном периоде компания консервативно закладывает ориентир по рентабельности в 30%, нивелируя эффект высокой базы. Дополнительную поддержку к рабочему портфелю сервисов на рынке электронной коммерции окажет запуск вертикали PIM. SELLER, представляющей экосистему сервисов для мерчантов маркетплейсов, получающих дополнительную экономию на хранении и доставке продукта при реализации на площадках маркетплейсов.
Удовлетворительная оценка блока корпоративных рисков при сдержанном уровне транспарентности. ПИМ характеризуется прозрачной структурой собственности. В компании утверждена кредитная политика, нацеленная на эффективное управление оборотным капиталом, создан функционирующий коллегиальный орган по управлению рисками. При этом оценка качества управления сдержана фактом отсутствия Совета Директоров и формализованного Правления. Негативное влияние на оценку блока оказывают риски, связанные с реализацией стратегии, и степень транспарентности. Стратегия компании предусматривает рост бизнеса за счет развития уже запущенных продуктов, а также разработки новых на высоко конкурентном рынке, при этом во многом результат будет зависеть от успешной интеграции сервисов компании в работу маркетплейсов, являющихся драйвером рынка электронной коммерции. В перспективе агентство сможет оценить эффективность реализации стратегии компании.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruВВВ-
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ООО «Помощь интернет-магазинам» был впервые опубликован 02.06.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 26.06.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 21.11.2024 ) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные ООО «Помощь интернет-магазинам», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Помощь интернет-магазинам» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Помощь интернет-магазинам» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о Компании:
Название | ООО "ПИМ" |
ИНН | 7702824562 |
Отрасль | Информационные технологии и сервисы |
Отчетность | МСФО |
Аудитор | ООО "ФинЭкспертиза" |
Ключевые финансовые показатели Компании:
Показатель | 2023 | 2024 |
Активы, млн руб. | 1 214 | 1 143 |
Капитал, млн руб. | 409 | 610 |
Выручка, млн руб. | 572 | 1 058 |
Долговые обязательства, млн руб. | 491 | 236 |
Чистый долг/EBITDA | 3,6 | 0,7 |
EBITDA/%% | 2,9 | 8,5 |
EBITDA margin, % | 18,8 | 34,3 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным ООО "ПИМ"
Оценка блоков анализа
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru