Москва, 4 июня 2025 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Красноярска (далее – город, муниципалитет) обусловлен сильным уровнем развития экономики, сильным уровнем демографического развития и низким уровнем безработицы, сдержанным уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) и исполнительская дисциплина бюджета, давление на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства).
Красноярск является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики муниципалитета обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками при негативной экономической динамике последние несколько лет: объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) по итогам 2024 года (далее – отчетный год) составил 0,8 трлн рублей – это на 3,2% выше уровня 2023 года в действующих ценах, но более чем на 5% ниже в сопоставимых ценах (с учетом индекса потребительских цен). Одним из ключевых факторов, сдерживающих экономическую динамику города – металлургическое производство, которое пострадало из-за санкционных ограничений и снижения цен на алюминий. Тем не менее доля металлургического производства остается значимой (26,7% в 2024 году), в этой связи сохраняется определенная подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. Объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) на душу населения, по расчетам агентства, находился на высоком уровне и составил по итогам 2024 года 669,3 тыс. рублей, что на 2,6% в действующих ценах выше уровня 2023 года.
Сильный уровень демографического развития и низкий уровень безработицы. Город имеет высокие размерные параметры по численности населения, которая на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1,2 млн человек, при этом за последний год численность населения выросла на 0,6% в связи с миграционным приростом. Безработица за 2024 год в городе составила 0,35%, при 0,39% годом ранее. Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих территорий Красноярского края и других регионов.
Инвестиционный климат находится на сдержанном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2024 год вырос в сопоставимых ценах на 9,7% к уровню 2023 года и составил 160 млрд рублей, более четверти инвестиций было направлено на сектор транспортировки и хранения. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций по всем видам хозяйственной деятельности за последние три года сложилось на низком уровне и составило 17,0%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов городского бюджета в 2024 году составил 63,4 млрд рублей, из которых 57,0% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). В 2024 году ННД выросли на 20,6% к уровню 2023 года, поддержку позитивной динамике оказали все бюджетообразующие налоги за исключением налога на прибыль организаций. В структуре налоговых доходов наибольший прирост наблюдался по НДФЛ (+25,5% в связи с ростом фонда оплаты труда) и УСН (+35,1% в связи с ростом количества налогоплательщиков, оборота розничной и оптовой торговли). Снижение по налогу на прибыль организаций (-14,0%) обусловлено сокращением поступлений от организаций, осуществляющих: добычу полезных ископаемых; обеспечение электрической энергией, газом и паром; транспортировку и хранение. Межбюджетные трансферты в 2024 году выросли на 5,2%, рост обеспечили субвенции (+17,0%), при этом снизились субсидии (-0,6%) и иные межбюджетные трансферты (снижение в 3 раза в связи с уменьшением объемов предоставляемых средств из краевого бюджета на перевод частных домовладений на территории города Красноярска с печным или угольным отоплением на более экологичные виды отопления).
Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: в отчетном году на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 13,6% налоговых доходов, а на долю самого крупного налогоплательщика из их числа – 5,8% налоговых доходов
Расходы городского бюджета в 2024 году увеличились на 10,4% по сравнению с 2023 годом и сложились на уровне 61,3 млрд рублей, из которых 68,6% это расходы социального характера. В структуре расходов наибольший рост в денежном выражении наблюдался по расходам на образование (+4,2 млрд рублей в связи с увеличением количества строящихся (реконструируемых) объектов), при этом снизились расходы на национальную экономику (-0,4 млрд рублей в связи с уменьшением объемов предоставляемых средств из краевого бюджета на мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем, приобретение троллейбусов, электробусов и зарядных станций) и ЖКХ (-0,2 млрд рублей из-за уменьшения средств, направляемых на реализацию региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае»). Доля капитальных расходов в структуре расходов составила 11,7%, однако в среднем за последние 3 года они более чем на половину были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета, что ограничивает гибкость расходной части бюджета.
С 2020 года городской бюджет исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2024 года профицит бюджета составил 2,1 млрд рублей или 5,7% ННД.
Муниципалитет имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долговая нагрузка города находится на низком уровне, на 01.01.2025 долг города сократился на 24% к предыдущей отчетной дате в связи с погашением части облигационных и банковских займов и составил 4,6 млрд рублей. Долговая нагрузка снизилась на 7,6 п. п. и составила 12,8%, однако в краткосрочном периоде существуют риски рефинансирования (в течение 12 месяцев с 01.04.2025 городу предстоит полностью погасить долг). Структура долга на 01.01.2025 была представлена банковскими кредитами (83,1%) и облигационными займами (16,9%). Расходы на обслуживание долга находятся на низком уровне, по итогам 2024 года отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,7%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.12.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о городе:
Название | Красноярск |
Субъект РФ | Красноярский край |
Глава администрации | Логинов Владислав Анатольевич |
Основные отрасли экономики муниципалитета | Обрабатывающие производства; Транспортировка и хранение; Обеспечение эл. энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
Площадь | 353.9 кв. км |
Численность населения | 1212.7 тыс. человек на 01.01.2025 |
Ключевые финансовые показатели города:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 Прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 52.1 | 56.2 | 63.4 | 69.0 |
темпы прироста | 15.4% | 7.8% | 12.9% | 8.7% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 51.3 | 55.6 | 61.3 | 72.6 |
темпы прироста | 22.3% | 8.3% | 10.4% | 18.3% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 27.1 | 30.0 | 36.1 | 39.1 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 2.9 | 1.9 | 5.7 | -9.3 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 6.5 | 6.1 | 4.6 | 4.6 |
темпы прироста | -17.1% | -6.9% | -24.0% | 0.0% |
Отношение долга к ННД, % | 24.2 | 20.4 | 12.8 | 11.9 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Красноярск
Ключевые экономические показатели города:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 Прогноз |
Объем отгруженных товаров, млрд рублей | 863.4 | 784.4 | 809.5 | 834.7 |
темпы прироста | -0.4% | -9.1% | 3.2% | 3.1% |
Объем отгруженных товаров на душу населения, тыс. руб. | 722.0 | 652.6 | 669.3 | 687.4 |
темпы прироста | -1.0% | -9.6% | 2.6% | 2.7% |
Уровень безработицы, % | 0.5 | 0.4 | 0.3 | 0.4 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс. человек | 1197.7 | 1206.2 | 1212.7 | 1216.0 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Красноярск
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильноРегиональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 годаМиграции населения в 2024 году: потоки ослабевают«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru