Рейтинговые действия, 15.01.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг города Новосибирска на уровне ruА-

Москва, 15 января 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности муниципалитета обусловлен высоким уровнем развития экономики, сильным уровнем демографического развития и рынком труда с ограниченными ресурсами, приемлемым уровнем инвестиционного климата, умеренной долговой нагрузкой и комфортной сбалансированностью бюджета. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая диверсификация налоговой базы и исполнительская дисциплина бюджета. Давление оказывают низкий показатель отношения объема инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами и низкая диверсификация долгового портфеля.

Новосибирск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2025) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют обрабатывающая промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание. Одним из динамично развивающихся секторов экономики города является торговля, на ее долю приходится более трети совокупного объема отгруженных товаров и услуг по всем хозяйственным видам деятельности. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и, как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70 %.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики муниципалитета обусловлен в том числе его высокими размерными характеристиками и позитивной экономической динамикой: по оценке города, объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности по итогам 2024 года (далее – отчетный год) составил 1,3 трлн рублей, продемонстрировав рост к уровню 2023 года на 18,8% в действующих ценах. По фактическим данным  города за 10 месяцев 2024 года, объем отгруженных товаров вырос на 23,3% к аналогичному периоду 2023 года в действующих ценах, позитивная динамика поддержана всеми экономическими отраслями, за исключением финансовой и страховой деятельности, а также деятельности в области здравоохранения и социальных услуг, где наблюдается снижение производства. По итогам 2025 года город ожидает увеличения объема отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами до 1,4 трлн рублей. Объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами на душу населения также находится на высоком уровне и оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: по расчетам агентства, по итогам 2024 года показатель составил 0,8 млн рублей.

Сильный уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами. Город имеет высокие размерные параметры по численности населения, которая на 01.01.2025 (далее – отчетная дата), по оценке города, составила 1,6 млн человек, при этом существующий миграционный прирост компенсирует естественную убыль последние годы лишь частично, что приводит к постепенному сокращению численности (-0,4 тыс. человек за отчетный год). По данным Центра занятости населения Новосибирска, к концу сентября текущего года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,2%. Сложившийся в городе крайне низкий уровень безработицы также отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что ограничивает дальнейшее развитие экономики.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2024 год, по оценке города, составил 210,1 млрд рублей, что на 30,0% выше уровня 2023 года в действующих ценах. Данный рост связан с переориентаций на импортозамещение и инвестированием в создание и развитие транспортно-логистических комплексов. Тем не менее, отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года сложилось на низком уровне и составило 15,2%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.

Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. За 2024 год доходы городского бюджета выросли на 20,4% к уровню 2023 года, в том числе налоговые и неналоговые доходы (далее - ННД), которые сформировали доходы на 49,7%, выросли в 1,4 раза. В структуре налоговых доходов наибольший прирост наблюдался по НДФЛ (+25,3% в связи с увеличением МРОТ, заработной платы работников бюджетной сферы), УСН (+38,2%, что обусловлено проведением в 1 квартале 2023 года возврата переплаты из бюджета), а также совокупно по имущественным налогам (+17,9% в связи с индексацией имущественного налога физлиц, законодательными изменения в части оценки земельных участков юрлиц). Межбюджетные трансферты выросли за указанный период на 5,4%, увеличение наблюдалось по субвенциям (+17,7%) и иным межбюджетным трансфертам (+25,3%). Диверсификация налоговой базы города оценивалась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в 2023 году составила 1,5% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось порядка 6,7% налоговых доходов.

За 2024 год расходы выросли на 18,6% к уровню 2023 года, в том числе рост капрасходов составил почти 1,4 раза, в основном, за счет увеличения бюджетных ассигнований, направленных на строительство (реконструкцию) объектов образования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. В 2024 году на капитальные расходы пришлось 10,9% всех расходов бюджета, однако в среднем за последние 3 года капрасходы более чем на 80% сформированы из межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета, что существенно ограничивает гибкость расходной части бюджета.

По итогам 2024 года исполнение бюджета сложилось с профицитом 1,5 млрд рублей или 3,0% ННД.

Муниципалитет имеет приемлемую позицию по долговой нагрузке. Долговая нагрузка города находится на умеренном уровне: по оценке города, на 01.01.2025 муниципальный долг снизился до 16,6 млрд рублей (-26,6% к уровню предыдущей отчетной даты) в связи с погашением части облигационного выпуска и банковских кредитов, долговая нагрузка составила 33,2%. В структуре долга на 01.01.2025 на банковские кредиты пришлось 47,0% совокупного долга, еще 29,2% и 23,8% пришлось на облигации и бюджетные кредиты соответственно. Расходы на обслуживание долга оказывают сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: отношение указанных расходов к ННД в среднем за последние 3 года составило 2,7%. График погашения долга оказывает умеренное влияние, поскольку доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2025 составляет порядка 20%, в течение 13–24 месяцев (следующих 12 месяцев) городу предстоит погасить порядка 26%. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА-

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Новосибирска был впервые опубликован 15.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.07.2024

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитные рейтинги были присвоены в рамках заключенного договора, мэрия г. Новосибирска принимала участие в присвоении рейтингов.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Новосибирску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о городе:

НазваниеНовосибирск
Субъект РФНовосибирская область
Глава администрацииКудрявцев Максим Георгиевич
Основные отрасли экономики муниципалитетаОбрабатывающие производства, торговля
Площадь502.7 км?
Численность населения1633.9 тыс. человек на 01.01.2024

Ключевые финансовые показатели города:

Показатель2021202220232024 оценка
Доходы бюджета, млрд руб.57.767.383.5100.5
темпы прироста12.8%16.7%24.1%20.4%
Расходы бюджета, млрд руб.57.367.783.599.0
темпы прироста11.1%18.0%23.4%18.6%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.29.732.935.649.9
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД1.2-1.2-0.053.0
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Долг, млрд руб.22.923.222.616.6
темпы прироста0.0%1.4%-2.7%-26.6%
Отношение долга к ННД, %77.070.563.533.2

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Новосибирск

Ключевые экономические показатели города:

Показатель2021202220232024 оценка
Объем отгруженных товаров, млрд рублей811.5889.61053.01250.5
темпы прироста24.8%9.6%18.4%18.8%
Объем отгруженных товаров на душу населения, тыс. руб.496.0544.0644.5765.5
темпы прироста23.5%9.7%18.5%18.8%
Уровень безработицы, %1.10.50.30.2
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Численность населения, тыс. человек1636.11635.31633.91633.5

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Новосибирск

Оценка блоков анализа

Развитие экономики города
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Новосибирск
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Новосибирск
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Новосибирск

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A0ZYH93
RU000A0JWHW8
Показать все

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Водные данные: на модернизацию объектов водоснабжения выделят 1,4 млрд рублей

Известия

С чем связаны проблемы регионов и хватит ли этих средств
29.12.2024

Эксперты назвали регионы с наибольшим числом ограничений для мигрантов

Ведомости

В долгосрочной перспективе это вряд ли повлияет на ожидаемый приток иностранных рабочих
19.12.2024

Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024

"Эксперт РА": рост доходов регионов отстает от темпов увеличения расходов

Ведомости

К концу года бюджеты субъектов могут перейти к дефициту при долговой нагрузке в 21%
29.11.2024

Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024