Москва, 15.12.2025
10 декабря 2025 года в Москве состоялся XXIV Ежегодный форум «Лизинг в России», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения» при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации.
Участниками мероприятия стали более 350 человек: топ-менеджеры лизинговых компаний, крупнейшие клиенты-лизингополучатели, представители финансовых институтов и органов государственной власти, руководители отраслевых ассоциаций, банки, инвесторы, ИТ-компании и СМИ. Они обсудили текущую ситуацию на рынке лизинга, прогнозы и оптимальные стратегии для роста.
Форум открылся панельной дискуссией «Лизинг 2025-2026: от стагнации к оживлению». Собравшихся поприветствовала генеральный директор – председатель правления «Эксперт РА» Марина Чекурова. Далее модератор, первый заместитель генерального директора – директор по рейтинговой деятельности «Эксперт РА» Александр Сараев, передал слово директору по рейтингам кредитных институтов «Эксперт РА» Зое Советкиной, которая представила исследование агентства «Рынок лизинга за 9 месяцев 2025 года: бьет ключом». По итогам 9 месяцев 2025 года объем нового бизнеса сократился на 48% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 1,38 трлн руб. Высокие ставки оказали негативное влияние как на спрос со стороны клиентов, так и на их платежеспособность. И это подтолкнуло лизинговые компании снизить риск-аппетит, что с учетом падения инвестиционной активности бизнеса привело к сокращению количества лизинговых сделок на 38%. «Согласно прогнозам агентства, по итогам 2025 года рынок лизинга покажет снижение на 45%, в результате чего объем нового бизнеса составит менее 2 трлн руб.», – заявила спикер. В то же время «Эксперт РА» сохраняет оптимизм в своем прогнозе на 2026 год. Драйвером рынка лизинга в будущем году послужит реализация отложенного спроса на фоне поступательного снижения ключевой ставки, отметила Советкина. По ее словам, в базовом сценарии рынок покажет рост в пределах 15-20% по итогам 2026 года и немного превысит отметку в 2 трлн руб., что соответствует объему 2021 года.
Директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Наталья Морщихина отметила важную роль лизинга в реализации крупных инвестиционных проектов. «Лизинг – это, прежде всего, инвестиционный инструмент, напрямую связанный с обновлением основных фондов и развитием реального сектора экономики. Он ближе к рынку инвестиций и предпринимательской деятельности, чем к классическим финансовым или кредитным рискам. Поэтому мы считаем логичным закрепить регулирование там, где есть глубокое понимание инвестиционного цикла, отраслевой специфики и структуры капитальных вложений – то есть в рамках экономического блока Правительства. Мы, со своей стороны, видим приоритет в том, чтобы рынок оставался доступным и гибким, регулирование не превращалось в барьер для инвестиций», – заключила она.
Далее от лица отрасли выступил вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Антон Сапожков. «Перспективными направлениями для отрасли мы видим финансирование оборудования и производства, лизинг «технологий будущего», экспортный (трансграничный) лизинг», – сказал представитель ОЛА. В качестве ключевых вызовов для рынка он отметил «догоняющее» регулирование и регуляторные барьеры, фрагментарное управление рынком, а также дефицит длинных денег в России, который вызван неустойчивыми ставками и трудностью их прогнозирования. В качестве основного вектора, на который будут направлены усилия Ассоциации в будущем году, Сапожков назвал снятие кадровой напряженности на рынке. Так, вскоре будет запущена программа подготовки специалистов лизинговой отрасли в Финансовом университете. А стратегической инициативой ОЛА спикер назвал создание рабочей группы «Лизинг в нацпроектах».
Вице-президент Банка ГПБ (АО), генеральный директор Группы «Газпромбанк Лизинг» Вячеслав Спиров подчеркнул, что в 2025 году тренд на рынке радикально изменился: если в предыдущих периодах был зафиксирован рекорд в объемах малого бизнеса, то в течение текущего года рынок лизинга поддерживали крупные сделки. Кроме того, позитивную роль сыграли государственные субсидии, в связи с чем большое внимание было уделено работе с техникой отечественного производства. «Несмотря на то, что формируется отложенный спрос, который рано или поздно сформирует восстановительный рост рынка, я сдержанно смотрю на следующий год. В 2026 году ожидается снижение динамики инвестиций в основной капитал, что окажет влияние на рынок лизинга, поскольку здесь наблюдается практически прямая корреляция. Если нас и ждут приросты, то скорее на уровень подорожания техники», –поделился своим видением на 2026 год Вячеслав Спиров. По его словам, ключевым отличием 2026 года будет то, что бизнес будет сосредоточен не на работе в каких-то конкретных отраслях, а на конкуренции за отдельных клиентов.
Председатель совета директоров «Совкомбанк Лизинга» Артем Языков в своем выступлении сосредоточился на центральной проблеме 2025 года – работе со стоками автомобилей. По его словам, сейчас благодаря ей ситуация на рынке стала парадоксальной: на цены первичного рынка автотехники напрямую влияет рынок подержанных авто. «Мы изымаем технику, мы ищем площадки, ищем ресурсы для ее поддержания в хорошем состоянии, занимаемся предпродажной подготовкой, продаем – то есть, фактически всей отраслью превращаемся в супер-мега-дилера, который по сути диктует стоимость новых автомобилей», - проиллюстрировал свою мысль он. По словам Языкова, такая ситуация будет продолжаться и в 2026, и в 2027 году. «Фокус следующего года – это работа с изъятой техникой и с текущими клиентами в портфеле», - заключил он.
Представитель «Сбербанк Лизинга» рассказал о работе компании в сегменте железнодорожной техники. По его словам, глобальных взрывных увеличений этого рынка в будущем году не ожидается. Впрочем, в других отраслях их, по его ожиданиям, тоже не будет: максимум – они смогут «накопить немного жирка», но для прорывного роста в лизинге этого будет недостаточно. Кроме того, представитель компании отметил важность наступления регуляторной определенности для рынка: какими ведомствами и как отрасль будет контролироваться. От этого, в частности, зависит и уровень отраслевой поддержки в части субсидий. От регуляторики также будет зависеть судьба сегмента гражданского беспилотного транспорта, который имеет очень хороший потенциал, но сильно ограничен неясными перспективами в этой части.
Коммерческий директор ГТЛК Анастасия Халилова продолжила тему ж/д-лизинга, указав, что роста в активах в следующем году не будет. Если по итогам текущего года новых произведенных вагонов ожидается на уровне 50 тыс., то в 2026-м их может быть 30-35 тыс. «Даже если ключевая ставка будет на уровне 12%, нужно будет смотреть на окупаемость», – констатировала она. При этом Халилова отметила, что наличие операренды позволяет снижать риски неплатежей. Говоря о новых сегментах лизингового бизнеса, спикер тоже затронула тему беспилотной техники, где у ГТЛК сейчас существенное преимущество. «Этот сегмент пока небольшой. По итогам 2025 года он составит порядка 15 млрд руб. Но мы ориентируемся на перспективу, на потенциальный спрос», – пояснила она.
Генеральный директор, партнер группы компаний «Инсайт Лизинг» Михаил Гонопольский отметил, что лизинговый бизнес находится «в тяжелой точке». «Такой емкости рынка, какая была в 2023 году, даже при низких ставках, уже не будет – при той структуре сделок, которую мы сейчас имеем. Вернемся ли мы к низким авансам? Нет. Вернемся ли мы к ситуации, когда в дефолт будет уходить меньше 10%? Это вопрос. Наверное, следующий год будет проходить в отходе от риск-моделей в параметрах 2023-2024 годов», – отметил Гонопольский. Говоря об отраслевой специализации лизинга, он затронул тему отдельных успешных областей (пищевое производство, строительство дата центров, майнинговой инфраструктуры, производство электронных компонент и иные сегменты), где возможен рост лизинга оборудования даже в текущей непростой ситуации.
По окончании панельной дискуссии состоялось подписание соглашений «Эксперт РА» о сотрудничестве и обмене информацией о лизинговом рынке с операторами данных «Федресурс» и «Автостат». Затем работа форума продолжилась на секциях «Лизинговый перекресток: выбор оптимальной стратегии», «Точки роста в борьбе за конкуренцию» и «Фондирование 2026: на низком старте». Мероприятие завершилось торжественной церемонией награждения лидеров рынка лизинга.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.