Рейтинговые действия, 16.05.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на уровне ruAA+

Москва, 16 мая 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Государственная компания «Российские автомобильные дороги» на уровне ruAA+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Кредитный рейтинг Государственной компании «Российские автомобильные дороги» присваивается в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры (далее – ПС), Российской Федерации (далее – государство), уменьшенному на 1 ступень.

Оценка собственной кредитоспособности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» обусловлен сильной оценкой бизнес-профиля, высокими показателями долговой нагрузки, высоким уровнем ликвидности и высоким качеством корпоративного управления.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее – компания, ГК, Государственная компания) - некоммерческая организация, созданная в 2009 году на основании Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ для доверительного управления переданными ей автомобильными дорогами общего пользования федерального значения. Компания управляет федеральными автомобильными дорогами М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», А-105 «подъездная дорога от Москвы к аэропорту Домодедово», участком дороги А-107 (Московское малое кольцо), в 2021 году было завершено строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области (А-113, ЦКАД). В 2020 году ГК запустила реализацию проекта строительства скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань», с планами продления трассы до Екатеринбурга до конца 2024 года. Являясь непосредственным заказчиком работ на отдельных участках автодорог, ГК также исполняет роль публичной стороны в соглашениях формата государственно-частного партнерства (ГЧП), через которые компания реализует часть проектов строительства и реконструкции автодорог. Компания управляет автомобильными дорогами общей протяженностью 4 986,2 км.

Анализ проводился по консолидированной финансовой отчетности МСФО Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

Оценка внешнего влияния

Кредитный рейтинг ГК присваивается на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры (далее – ПС), Российской Федерации (далее – государство), уменьшенному на 1 ступень, по совокупности следующих критериев:

  • В оценке возможностей поддержки агентство учитывает, что государство оказывает сильное влияние на компанию, что подтверждается полным стратегическим и операционным контролем, а также высоким объемом получаемых субсидий в структуре финансирования компании. Правительство Российской Федерации в рамках своих решений подтверждает стратегический курс на развитие дорожного хозяйства и сохранение высоких темпов строительства в отрасли, в том числе в сфере платных дорог. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации № 2146-р утверждена Программы деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010-2030 годы). Распоряжением Правительства Российской Федерации компании дополнительно предоставлены субсидии из федерального бюджета на строительство в объеме 112,4 млрд руб. на период 2022-2026 гг., включая 32,5 млрд руб. в период до 2024 года;
  • В ограничениях поддержки агентство отмечает, что, в связи с тем, что права и обязанности учредителя осуществляет Правительство Российской Федерации, ограничения юридического, экономического и иного характера для оказания поддержки ГК отсутствуют;
  • Агентство принимает во внимание полный контроль со стороны государства как ПС и его способность влиять на ключевые решения в компании;
  • В рамках оценки системной и социальной значимости агентство учитывает, что компания выполняет важную роль в развитии транспортной системы Российской Федерации, но полагает, что потенциальное ухудшение финансового положения объекта рейтинга ограниченно повлияет на функционирование транспортной и смежных индустрий, поэтому данный фактор оценивается на уровне выше среднего;
  • В оценке поддержки бюджета агентство учитывает историю предоставления поддержки компании. В частности, за 2023 год объем субсидий со стороны государства составил 121 млрд руб. (361 млрд руб. в 2022 году). Субсидии закладываются в федеральный бюджет на основе утверждаемой Программы деятельности и агентство отмечает полное выполнение плана поступлений по этой статье программы. Вторым по важности источником финансирования является привлечение долгового финансирования – компания регулярно размещает долговые ценные бумаги, кроме того, государство предоставляет ГК средства из Фонда национального благосостояния. Однако обязательства компании не характеризуются наличием поручительств, гарантий или оферт со стороны органов власти, а долговая нагрузка по методологии Агентства не оценивается как низкая. Таким образом, фактор поддержки бюджета оценивается на среднем уровне.

Обоснование оценки собственной кредитоспособности

Сильная оценка риск-профиля отрасли. Компания является одной из двух организаций, управляющих государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. Являясь своеобразным «институтом развития», ГК выполняет важную роль в развитии транспортной системы Российской Федерации и повышении транспортной доступности отдельных областей и их связанности со столичным регионом. Реализуя один из крупнейших соглашений в рамках ГЧП, ГК развивает перспективное направление частного финансирования инфраструктуры, что позволяет в существенной степени снижать непосредственные затраты государства и обеспечивает компании исключительную рыночную позицию и конкурентные преимущества.

Высокие показатели долговой нагрузки. По состоянию на 31.12.2023 (далее – отчетная дата) объем долга ГК (без учета обязательств по концессионным соглашениям и обязательств перед принципалом) составлял 779 млрд. руб. (510 млрд руб. на конец 31.12.2022). Несмотря на возросший объем задолженности, агентство не видит рисков при обслуживании ГК своих долговых обязательств, поскольку компания регулярно и в достаточной мере получает целевое финансирование от ПС на покрытие своих финансовых расходов.

Высокая оценка ликвидности.  Операционный денежный поток на горизонте года от отчетной даты с учетом остатка денежных средств на конец 31.12.2023 полностью покрывает плановые платежи по долгу и капитальные затраты. Качественная оценка ликвидности также оценивается на высоком уровне: компания обладает диверсифицированным долговым портфелем, без пиков погашений с возможностью рефинансирования своих обязательств.

Высокое качество корпоративных рисков. Компания регулярно публикует отчетность по стандартам МСФО на полугодовой основе, имеется Наблюдательный совет, сформирован коллегиальный исполнительный орган в лице Правления. Стратегические планы компании, продемонстрированные агентству, содержат исчерпывающую информацию по операционным и финансовым показателям.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Государственной компании «Российские автомобильные дороги» был впервые опубликован 29.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.05.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Государственной компании «Российские автомобильные дороги» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023