Рейтинговые действия, 04.06.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Марий Эл на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 4 июня 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл (далее – республика, регион) обусловлен удовлетворительным уровнем развития экономики при среднем уровне демографического развития и развитом рынке труда, ограниченным уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают ВРП на душу населения, диверсифицированная налоговая база. Давление оказывает низкий уровень значений показателей отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних года, среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума и отрицательная динамика численности населения.

Республика Марий Эл – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 23,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Йошкар-Ола. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, сельское, лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования. В сельском хозяйстве региона ведущее место занимает животноводство, которое имеет в первую очередь молочно-мясную специализацию.

Обоснование рейтинга

Удовлетворительный уровень развития экономики региона обусловлен низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 286,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 4,0% выше уровня 2022 года. Основными драйверами роста региональной экономики по итогам 2023 года стали промышленность, строительство и розничная торговля. Индекс промышленного производства в 2023 году составил 114,1%. Поддержку в росте промышленного производства оказали предприятия обрабатывающей промышленности (индекс обрабатывающих производств составил 115,6%), водоснабжения и водоотведения (101,8%) и организации по производству электроэнергии (107,9%). Индекс объема работ по виду деятельности «Строительство» за отчетный год составил 121,7% к 2022 году, оборот розничной торговли прирос на 4,6%. По итогам 2024 года регион прогнозирует рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,0% при значении 308,5 млрд рублей.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 9,7% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился в размере 0,4 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на низком уровне и составило 2,4. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 9,0% до 29,7 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,7 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 4,8% до 31,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,6 тыс. рублей.

Средний уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона находится на низком уровне, по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 670,3 тыс. человек. Кроме того, наблюдается отрицательная динамика численности, за последние три года убыль населения составила 1,4%. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения региона обусловлены естественной убылью и миграционным оттоком. Уровень безработицы в регионе в 2023 году составил 3,4%, что на 0,2 п. п. ниже, чем в 2022 году. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне не более 2,7%.

Инвестиционный климат находится на ограниченном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 52,2 млрд рублей, что на 14,1% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Рост обусловлен увеличением объема инвестиций в основной капитал за счет средств федерального бюджета, дополнительно привлеченных на строительство, реконструкцию (модернизацию) объектов капитального строительства и приобретение оборудования. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 17,2%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренно низкая. По итогам 2024 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал на 9,4% в действующих ценах при значении 57,2 млрд рублей.

Сбалансированность бюджета характеризуется комфортным уровнем. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год увеличился на 7,1% и составил 57,2 млрд рублей в связи с ростом поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета (далее – ННД). По сравнению с предыдущим годом ННД за 2023 год увеличились на 14,4% и составили 30,8 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета региона за 2023 год составила 53,8%, что выше предыдущего года на 3,4 п. п. В структуре налоговых доходов основные поступления сформированы за счет НДФЛ (доля в структуре налоговых доходов составила 34,7%), налога на прибыль организаций (24,6%) и акцизов (22,0%). По итогам 2023 года наибольший рост поступлений по налоговым доходам сложился по налогу на прибыль организаций (+24,2%) с связи с увеличением налогооблагаемой базы и НДФЛ (+21,6%) из-за роста фонда оплаты труда. Кроме того, в связи с индексацией ставок акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию поступления акцизов по сравнению с 2022 годом увеличились на 6,3% до 6,3 млрд рублей. По итогам 2024 года регионом ожидаются поступления ННД в бюджет со снижением на 1,3% к уровню 2023 года при значении 30,4 млрд рублей. Диверсификация налоговой базы региона оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 21,5% налоговых доходов, на крупнейшего налогоплательщика – 3,2% налоговых доходов.

Межбюджетные трансферты за отчетный год увеличились на 3,2% и составили 25,7 млрд рублей за счет роста дотаций и субсидий. Увеличение объема дотаций на 25,0% до уровня 11,3 млрд рублей связано с ростом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Объем субсидий увеличился на 17,9% до 11,2 млрд рублей за счет поступлений на модернизацию инфраструктуры общего образования, софинансирования капитальных вложений и пр. По итогам 2024 года регионом ожидается рост межбюджетных трансфертов на 9,3% до 28,1 млрд рублей.

Расходы регионального бюджета за 2023 год выросли на 13,7% по сравнению с 2022 годом и составили 58,3 млрд рублей. В структуре расходов преобладала социальная направленность, доля которых за отчетный год по сравнению с 2022 годом снизилась на 1,0 п. п. и составила 53,5%, что связано со значительным ростом расходов на национальную экономику (+3,9 млрд рублей) и снижением расходов на социальную политику (-0,1 млрд рублей). Увеличение расходов на национальную экономику связано с ростом расходов дорожного фонда республики и на капитальный ремонт объектов. Снижение расходов на социальную политику обусловлено передачей части полномочий в Социальный фонд России. Кроме того, наибольший прирост наблюдался по расходам на образование (+3,1 млрд рублей) и, снижение расходов на ЖКХ (-0,7 млрд рублей). Рост расходов на образование обусловлен увеличением фонда оплаты работников бюджетной сферы. Сокращение расходов на ЖКХ вызвано завершением мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Капитальные расходы за отчетный год выросли на 18,3% и составили 3,7 млрд рублей. Доля капрасходов в общем объеме расходов составила 6,3%, что характеризует гибкость расходной части регионального бюджета как умеренная. По итогам 2024 года регионом прогнозируется рост расходов бюджета на 8,3%, в том числе капрасходы вырастут в 1,6 раза в связи с увеличением расходов

на строительство (реконструкцию) объектов государственной (муниципальной) собственности, софинансируемых за счет средств федерального бюджета в рамках реализации национальных проектов.

По итогам 2023 года дефицит республиканского бюджета составил 1,0 млрд рублей или 3,3% ННД, который был покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств. Исполнение бюджета региона по итогам 2024 года планируется с дефицитом в сумме 3,0 млрд рублей или 10,0% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах.

Регион характеризуется низкой долговой нагрузкой. Долг региона за 2023 год увеличился на 22,4% и составил 12,3 млрд рублей. Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 40,1% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств долговая нагрузка составила 25,3%). В структуре долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты – 96,0%, на долю облигационных займов – 4,0%. По итогам 2024 года регионом прогнозируется снижение долга на 22,3% до 9,6 млрд рублей за счет погашения облигационного займа и погашения бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств. Долговая нагрузка при этом снизится до 31,6% (без учета ИБК, СКК до 25,7%). Расходы на обслуживание долга в отчетном году снизились на 52,4% и составили 128,7 млн рублей или 0,4% от ННД. По итогам текущего года ожидается рост данных расходов на 9,7% до 141,1 млн рублей или 0,2% от ННД. График погашения обязательств оценивается на умеренном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2024 составляет порядка 24%, в течение 13–24 месяцев – порядка 15%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Средняя доля дотаций в доходах бюджета региона за последние 5 лет находится в пределах 21-23%, а доля ННД в доходах бюджета за 5 лет составила менее 52%, что обуславливает выставление умеренного фактора поддержки со стороны вышестоящего бюджета.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Марий Эл был впервые опубликован 11.07.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.12.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Марий Эл, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Марий Эл принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Марий Эл дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023