Рейтинговые действия, 20.02.2024

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о соответствии облигаций ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» принципам социальных облигаций

Москва, 20 февраля 2024 г.

В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (далее Облигации) соответствует принципам социальных облигаций (SBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).

Планируемый выпуск Облигаций полностью соответствует четырем базовым критериям Принципов социальных облигаций, а именно:

  1. Использование средств;
  2. Процесс оценки и отбора проектов;
  3. Управление средствами;
  4. Отчетность.

Для формирования независимого заключения ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» (далее – СОПФ, Эмитент) предоставило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Эмитентом представлены документы, устанавливающие подходы к оценке и отбору проектов, одобрению финансирования, управлению средствами, подготовке и публикации отчетности в рамках «социального» финансирования.

Предварительные параметры выпуска:

Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, обеспеченные залогом денежных требований и поручительством
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-08-00598-R-001P от 15.02.2024
ISIN RU000A107TK8
Объем эмиссии ориентировочно 15 млрд руб.
Дата начала размещения 28 февраля 2024 года
Дата погашения 21 февраля 2029 года

Обоснование мнения

Использование средств. ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» является эмитентом облигаций, средства от размещения которых направляются на финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры или наемных домов (далее – Проекты) путём предоставления льготных займов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2459 «Об утверждении Правил финансирования проектов с  использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» (далее – Программа). В Проектах предусмотрено участие региональных властей, в том числе путем предоставления государственной гарантии субъекта Российской Федерации. Цель финансируемых Проектов - строительство (проектирование, реконструкция) социальной, инженерной, дорожной и транспортной инфраструктуры, включая приобретение подвижного состава, необходимых для обеспечения жилищного строительства или развития общегородской среды, а также строительство наемных домов.

Функции единоличного исполнительного органа (генерального директора) СОПФ выполняет управляющая организация - Общество с ограниченной ответственностью «ДОМ.РФ Управление активами».

Основными задачами Программы являются:

  • Доступность. Достижение целевых показателей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
  • Развитие. Обеспечение экономического роста региона и привлечение средств широкого круга инвесторов;
  • Поддержка. Увеличение темпов строительства жилья.

Виды объектов инфраструктуры, которые могут финансироваться в рамках утвержденной Программы:

  1. Учреждения среднего и дошкольного образования;
  2. Медицинские учреждения;
  3. Наемные дома;
  4. Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры, в т.ч. с приобретением транспортных средств общего пользования;
  5. Объекты культуры, спорта и иные объекты социально-культурного назначения или социального обслуживания населения;
  6. Сети инженерно-технического обеспечения, включая водоснабжение и водоотведение, водопроводно-канализационное хозяйство;
  7. Общегородские объекты жилищно-коммунального хозяйства, гидротехнические сооружения;
  8. Объекты газо-, тепло- и электроснабжения, объекты электроэнергетики;
  9. Объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений;
  10. Общественные пространства (включая городские парковки);
  11. Объекты информационных технологий.

Таким образом, утвержденная Программа основана на принципах партнерства государства и бизнеса в области устойчивого развития и подразумевает создание доступной базовой инфраструктуры, новых рабочих мест, обеспечение доступа к социально значимым услугам, а также общественно-экономическое развитие и расширение социально-экономических возможностей населения. Такое использование средств соответствует Принципам социальных облигаций.

Процесс оценки и отбора проектов. Отбор Проектов осуществляется Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия) или Межведомственной комиссией по отбору проектов при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России, Межведомственная комиссия). Минстрой России утвердил положение о Межведомственной комиссии, а также порядок принятия решений об отборе Проектов. В состав Межведомственной комиссии входят уполномоченные лица, которые принимают решение об отборе Проектов. Одним из ключевых требований для отбора Проекта является целевое финансирование строительства социальной, инженерной, дорожной, транспортной инфраструктуры, включая приобретение подвижного состава, необходимых для обеспечения жилищного строительства или развития общегородской инфраструктуры, наемных домов, а также наличие экспертного заключения АО «ДОМ.РФ» о целесообразности реализации Проекта. Экспертиза Проекта проводится АО «ДОМ.РФ» на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или его заместителя, на территории которого планируется реализация Проекта. Ранее в рамках зарегистрированной Программы облигаций (регистрационный номер 4-00598-R-001P от 01.04.2021 (с учетом изменений, зарегистрированных Банком России 02.08.2021 и 27.02.2023), было размещено шесть выпусков социальных облигаций: два выпуска в 2021 году - 23.09.2021 и 23.12.2021 (уже погашен) объемом 10 млрд руб. каждый, два выпуска в 2022 году - 18.10.2022 объемом 15 млрд руб. и 21.12.2022 объемом 10 млрд руб. и два выпуска в 2023 году - 26.05.2023 объемом 15 млрд руб. и 31.08.2023 объемом 30 млрд руб. Процесс оценки и отбора Проектов отвечает Принципам социальных облигаций.

Управление средствами. В утвержденной Концепции социальных облигаций Эмитента описывается процесс управления средствами. Финансирование Проекта осуществляется СОПФ за счет средств, полученных от размещения выпуска Облигаций. Такая схема финансирования подразумевает обособленность учета. Согласно условиям Программы, денежные средства, полученные от размещения Облигаций, подлежат зачислению на залоговый счет Эмитента. Помимо этого, на всех стадиях строительства будет вестись сопровождение одобренных проектов, контроль целевого использования денежных средств, кредитный мониторинг и строительный контроль. Порядок выдачи и учета займов регламентирован внутренними документами, регулирующими проведение экспертиз, порядка выдачи и учета займов, утверждёнными Эмитентом. Планируется регулярное раскрытие информации о реализации проектов. Таким образом, управление средствами соответствует Принципам социальных облигаций.

Отчетность. В утвержденной Концепции социальных облигаций описывается процесс раскрытия информации об использовании денежных средств и ходе исполнения проектов. В частности, информация будет раскрываться на официальном сайте СОПФ, содержать тип Проектов, информацию о возводимой инфраструктуре, сроках и ходе реализации, объеме финансирования и влияние на выполнение национальных целей, а также иную дополнительную информацию. Эмитент будет осуществлять подготовку единой отчетности по всем выпускам Облигаций в рамках Программы с информацией о Проектах, использовании денежных средств и раскрывать ее на официальном сайте СОПФ. Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам социальных облигаций.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 21.06.2023).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ДОМ.РФ», ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций СОПФ принципам социальных облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам социальных облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности СОПФ исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной СОПФ отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций СОПФ принципам социальных облигаций (second party opinion).

Публикации по тематике


Исследование: большинство российских регионов не вовлечено в ESG-повестку

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" выпустило обзор "ESG-трансформация регионов: пауза затянулась?". ESG-рейтинги регионов пока не пользуются популярностью, также как и финансовые инструменты устойчивого развития, отмечают исследователи агентства. Аналитики объясняют это низкой осведомленностью респондентов о региональной ESG-тематике.
19.12.2024

Ставка на персонал

Ведомости

Современный тренд устойчивого развития компаний – забота о сотрудниках
18.11.2024

"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024