Рейтинговые действия, 19.12.2024

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о соответствии облигаций ООО «СОПФ ДОМ.РФ» принципам социальных облигаций

Москва, 19 декабря 2024 г.

В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования ДОМ.РФ» (далее — Облигации) соответствует принципам социальных облигаций (SBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее – Принципы социальных облигаций).

Планируемый выпуск Облигаций полностью соответствует базовым критериям Принципов социальных облигаций, а именно:

Использование средств Использование денежных средств направлено на реализацию социальных проектов, которые вносят вклад в достижение национальных целей и целей устойчивого развития ООН, а также соответствуют международным принципам устойчивого финансирования.
Процесс оценки и отбора проектов Процесс оценки и отбора проектов состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с регламентированным порядком.
Управление средствами Финансирование осуществляется через специально созданное юридическое лицо. Средства, полученные от размещения Облигаций, полностью направляются на финансирование реализации отобранных проектов.
Отчетность Отчетность об использовании привлеченных средств обеспечивает высокую степень детализации и прозрачности для всех заинтересованных сторон.

Для формирования независимого заключения ООО «СОПФ ДОМ.РФ» (далее — СОПФ, Эмитент) предоставило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Предварительные параметры выпусков:

Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, обеспеченные залогом денежных требований и поручительством
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-11-00598-R-001P от 17.10.2024
ISIN на дату публикации не определен
Объем эмиссии 10 млрд руб.
Дата начала размещения 24.12.2024
Дата погашения 23.12.2025

Обоснование мнения

Использование средств. СОПФ было создано для реализации механизма «инфраструктурные облигации», утвержденного принятыми Правительством РФ правилами финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования1 (далее – Программа). Основная деятельность Эмитента – выпуск облигаций, средства от размещения которых направляются на финансирование строительства (проектирования, реконструкции) объектов социальной, инженерной, дорожно-транспортной, энергетической и IT-инфраструктуры, а также наёмных домов (далее – Проекты) через выдачу займов застройщикам, концессионерам и частным партнерам, дочерним обществам субъектов РФ, в т.ч. с последующей выдачей займов региональным застройщикам. Ключевые цели финансирования Проектов – обеспечение жилищного строительства, достижение инфраструктурной обеспеченности территории и развитие городской среды.

Виды Проектов, которые могут финансироваться в рамках Программы:

  1. объекты социальной инфраструктуры (включая объекты образования, здравоохранения, культуры и спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма);
  2. сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения, газо-, тепло- и электроснабжения);
  3. объекты транспортной инфраструктуры;
  4. общественные пространства (включая городские парковки);
  5. общегородские объекты жилищно-коммунального хозяйства;
  6. объекты благоустройства территорий, в т.ч. для их освещения;
  7. объекты электроэнергетики;
  8. гидротехнические сооружения (сооружения, предназначенные для защиты от наводнения, разрушения берегов и дна водохранилищ, рек);
  9. объекты информационных технологий;
  10. наемные дома.

Таким образом, утвержденная Программа основана на принципах партнерства государства и бизнеса в области устойчивого развития и подразумевает создание доступной базовой инфраструктуры, новых рабочих мест, обеспечение доступа к социально значимым услугам, а также общественно-экономическое развитие и расширение социально-экономических возможностей населения. Использование средств соответствует Принципам социальных облигаций.

Процесс оценки и отбора проектов. Принятие решения об отборе Проектов осуществляется Правительственной комиссией по региональному развитию в РФ (далее – Правительственная комиссия) или Межведомственной комиссией по отбору проектов при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой РФ, Межведомственная комиссия). Минстрой РФ утвердил положение о Межведомственной комиссии, а также порядок принятия решений об отборе Проектов. В состав Межведомственной комиссии входят уполномоченные лица, которые принимают решение об отборе Проектов. Одним из ключевых требований для отбора Проекта является целевое финансирование строительства социальной, инженерной, дорожно-транспортной, энергетической и IT-инфраструктуры, наемных домов, а также наличие экспертного заключения АО «ДОМ.РФ» о целесообразности реализации Проектов. Экспертиза проводится АО «ДОМ.РФ» в соответствии с утвержденным регламентом, в т.ч. на основании ходатайства субъекта РФ, на территории которого планируется реализация Проектов. Отбор Проектов может производиться в течение всего срока обращения Облигаций. Процесс оценки и отбора Проектов отвечает Принципам социальных облигаций.

Управление средствами. Утвержденная Концепция социальных облигаций Эмитента (далее – Концепция) описывает процесс управления средствами. Финансирование Проектов привлекается через специальное юридическое лицо, СОПФ, что подразумевает обособленность учета. В соответствии с условиями Программы денежные средства, полученные от размещения Облигаций для финансирования Проектов, подлежат зачислению на залоговый счет Эмитента. На всех стадиях строительства будет вестись сопровождение одобренных Проектов, контроль целевого использования денежных средств, кредитный мониторинг и строительный контроль. Порядок выдачи и учета займов регламентирован внутренними документами Эмитента. Планируется регулярное раскрытие информации о реализации Проектов. Управление средствами соответствует Принципам социальных облигаций.

Отчетность. Раскрытие информации об использовании денежных средств и ходе исполнения Проектов осуществляется в соответствии с Концепцией: на корпоративном сайте СОПФ будет размещаться в т.ч. информация о Проектах, сроках и статусе их реализации, объеме финансирования и вкладе в достижение национальных целей. Эмитент будет осуществлять подготовку единой отчетности по всем выпускам Облигаций в рамках Программы Облигаций 4-00598-R-001P от 01.04.2021 (с учетом изменений, зарегистрированных Банком России 02.08.2021 и 27.02.2023). В расширенном формате информация будет направляться ежеквартально Межведомственной и Правительственной комиссиям. Отчетность соответствует Принципам социальных облигаций.

Отчет доступен по ссылке.

Регуляторное раскрытие

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 07.03.2024).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ДОМ.РФ», ООО «СОПФ ДОМ.РФ», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций СОПФ принципам социальных облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам социальных облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности СОПФ исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной СОПФ отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций СОПФ принципам социальных облигаций (second party opinion)

1 Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2459 «Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»

Публикации по тематике


Исследование: большинство российских регионов не вовлечено в ESG-повестку

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" выпустило обзор "ESG-трансформация регионов: пауза затянулась?". ESG-рейтинги регионов пока не пользуются популярностью, также как и финансовые инструменты устойчивого развития, отмечают исследователи агентства. Аналитики объясняют это низкой осведомленностью респондентов о региональной ESG-тематике.
19.12.2024

Ставка на персонал

Ведомости

Современный тренд устойчивого развития компаний – забота о сотрудниках
18.11.2024

"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024