Москва, 11 декабря 2024 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Красноярска (далее – город, муниципалитет) обусловлен сильным уровнем развития экономики, сильным уровнем демографического развития и низким уровнем безработицы, сдержанным уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) и исполнительская дисциплина бюджета, давление на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства).
Красноярск является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики муниципалитета обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками при негативной экономической динамике последние несколько лет: объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) по итогам 2023 года (далее – отчетный год) составил 0,8 трлн рублей, однако это более чем на 14% ниже уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Негативная динамика в основном связана с сокращением металлургического производства из-за санкционных ограничений и снижения цен на алюминий. Несмотря на снижение металлургического производства, его доля в объеме отгруженных товаров остается значимой – 26,2% в 2023 году, в этой связи сохраняется определенная подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. В текущем году за январь - сентябрь совокупный объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными и средними организациями города вырос на 7,7% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2023 года – наиболее позитивная динамика наблюдалась в деятельности по операциям с недвижимым имуществом, строительстве, оптовой и розничной торговле, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания. Объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) на душу населения, по расчетам агентства, находился на высоком уровне и составил по итогам 2023 года 652,6 тыс. рублей, однако относительно 2022 год он снизился на 10,0% в действующих ценах.
Сильный уровень демографического развития и низкий уровень безработицы. Город имеет высокие размерные параметры по численности населения, которая на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1,2 млн человек, при этом за последний год численность населения выросла на 0,7% в связи с миграционным приростом. Безработица за 2023 год в городе составила 0,47%, по данным города, безработица на 01.11.2024 опустилась до 0,27%, по итогам 2024 года показатель ожидается на уровне 0,40%. Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих территорий Красноярского края и других регионов.
Инвестиционный климат находится на сдержанном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год составил 133,1 млрд рублей, что на 0,8% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций по всем видам хозяйственной деятельности за последние три года сложилось на низком уровне и составило 14,1%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года инвестиции в основной капитал ожидаются городом на уровне 150,5 млрд рублей.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов городского бюджета в 2023 году составил 56,2 млрд рублей, из которых 53,4% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). В 2023 году ННД выросли на 10,7% к уровню 2022 года, поддержку позитивной динамике оказали все бюджетообразующие налоги за исключением земельного налога. За 10 месяцев текущего года доходы города приросли на 21,0% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе ННД приросли на 21,2%. В структуре налоговых доходов наибольший прирост наблюдался по НДФЛ (+26,0% в связи с ростом заработной платы), УСН (+33,2% в связи с ростом количества налогоплательщиков, оборота розничной и оптовой торговли), а также совокупно по имущественным налогам (+11,9% в связи с увеличением поступлений земельного налога от организаций энергетического сектора и количества налогоплательщиков по налогу на имущество физических лиц). При этом существенное снижение наблюдается по налогу на прибыль организаций (-15,1%), что обусловлено снижением поступлений от организаций, осуществляющих: добычу полезных ископаемых; обеспечение электрической энергией, газом и паром; транспортировку и хранение; торговлю оптовую и розничную; деятельность финансовую и страховую. Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: в отчетном году на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 13,6% налоговых доходов, а на долю самого крупного налогоплательщика из их числа – 5,8% налоговых доходов. Межбюджетные трансферты в 2023 году выросли на 4,6%, в большей степени выросли иные межбюджетные трансферты (в 1,7 раза). За 10 месяцев текущего года межбюджетные трансферты выросли на 21,0 %, в том числе субсидии – в 1,4 раза к уровню аналогичного периода 2023 года, субвенции – на 16,9%, при этом иные межбюджетные трансферты сократились на 12,3%. По итогам 2024 года муниципалитет ожидает увеличение поступлений по ННД на 18,5% к уровню 2023 года, по межбюджетным трансфертам – на 6,5%, в результате чего доля ННД в доходах бюджета составит 55,9%.
Расходы городского бюджета в 2023 году увеличились на 8,3% по сравнению с 2022 годом и сложились на уровне 55,6 млрд рублей, из которых 65,2% это расходы социального характера. Доля капитальных расходов в структуре расходов составила 11,0%, однако в среднем за последние 3 года они более чем на половину были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета, что ограничивает гибкость расходной части бюджета. За 10 месяцев текущего года расходы города приросли на 12,0% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наибольший рост в денежном выражении наблюдался по расходам на образование (+3,4 млрд рублей в связи с увеличением количества строящихся (реконструируемых) объектов) и национальную экономику (+1,2 млрд рублей в связи с увеличением расходов на ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения), наибольшее снижение – по ЖКХ (-0,2 млрд рублей из-за уменьшения средств, направляемых на реализацию региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае»). По итогам 2024 года городом прогнозируется рост расходов на 12,4% к уровню 2023 года, в том числе капитальные расходы увеличатся почти на 24%, и их доля в структуре расходов составит 12,1%.
С 2020 года городской бюджет исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2023 года профицит бюджета составил 0,6 млрд рублей или 1,9% ННД. По итогам 2024 года город ожидает исполнение бюджета с профицитом 1,0 млрд рублей или 2,8% от ННД.
Муниципалитет имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долговая нагрузка города находится на низком уровне, на 01.01.2024 долг города сократился на 6,9% к предыдущей отчетной дате в связи с погашением части облигационных займов и составил 6,1 млрд рублей. Долговая нагрузка снизилась на 3,8 п. п. и составила 20,4%. По итогам текущего года ожидается снижение долга до 5,3 млрд рублей в связи с погашением части банковских кредитов и облигационных займов, долговая нагрузка снизится до 14,9%, при этом в краткосрочном периоде существуют риски рефинансирования (доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2024 составляет почти 80%). Структура долга на 01.01.2024 была представлена банковскими кредитами (75,4%) и облигационными займами (24,6%), по итогам текущего года доля первых увеличится до 84,0%, а доля вторых снизится до 16,0%. Расходы на обслуживание долга также находятся на низком уровне, по итогам 2023 года отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,4%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель составит 1,6%. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.06.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о городе:
Название | Красноярск |
Субъект РФ | Красноярский край |
Глава администрации | Логинов Владислав Анатольевич |
Основные отрасли экономики муниципалитета | Обрабатывающие производства; Транспортировка и хранение; Обеспечение эл. энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
Площадь | 353.9 кв. км |
Численность населения | 1206.2 тыс. человек на 01.01.2024 |
Ключевые финансовые показатели города:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Доходы бюджета, млрд руб. | 45.2 | 52.1 | 56.2 | 63.5 |
темпы прироста | 20.4% | 15.4% | 7.8% | 13.0% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 41.9 | 51.3 | 55.6 | 62.5 |
темпы прироста | 18.3% | 22.3% | 8.3% | 12.4% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 24.0 | 27.1 | 30.0 | 35.5 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 13.4 | 2.9 | 1.9 | 2.8 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, млрд руб. | 7.9 | 6.5 | 6.1 | 5.3 |
темпы прироста | -24% | -17% | -7% | -13% |
Отношение долга к ННД, % | 32.9 | 24.2 | 20.4 | 14.9 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Красноярск
Ключевые экономические показатели города:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Объем отгруженных товаров, трлн рублей | 0.9 | 0.9 | 0.8 | 0.8 |
темпы прироста | 18.9% | -0.4% | -9.1% | -1.1% |
Объем отгруженных товаров на душу населения, тыс. руб. | 732.2 | 722.0 | 652.6 | 642.1 |
темпы прироста | 19.0% | -1.0% | -10.0% | -1.6% |
Уровень безработицы, % | 0.45 | 0.47 | 0.39 | 0.40 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, тыс. человек | 1193.9 | 1197.7 | 1206.2 | 1209.1 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Красноярск
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения РФ в 2023: кадровый голодРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочностиЭкономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru