Рейтинговые действия, 22.08.2024

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия облигаций ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» принципам социальных облигаций

Москва, 22 августа 2024 г.

В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что выпуски облигаций Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (далее – Облигации) от 23.09.2021 (рег. номер 4-01-00598-R-001P), 18.10.2022 (рег. номер 4-03-00598-R-001P), 21.12.2022 (рег. номер 4-04-00598-R-001P), 26.05.2023 (рег. номер 4-05-00598-R-001P), 31.08.2023 (рег. номер 4-06-00598-R-001P) продолжают соответствовать принципам социальных облигаций (SBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее – Принципы социальных облигаций).

Выпуски Облигаций полностью соответствуют базовым критериям Принципов социальных облигаций, а именно:

Использование средств Использование денежных средств направлено на реализацию социальных проектов, которые вносят вклад в достижение национальных целей и целей устойчивого развития ООН, а также соответствуют международным принципам устойчивого финансирования.
Процесс оценки и отбора проектов Процесс оценки и отбора проектов состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с регламентированным порядком.
Управление средствами Финансирование осуществляется через специально созданное юридическое лицо. Средства, полученные от размещения Облигаций, полностью направляются на финансирование реализации отобранных проектов.
Отчетность Отчетность об использовании привлеченных средств обеспечивает высокую степень детализации и прозрачности для всех заинтересованных сторон.

Для формирования независимого заключения ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» (далее – Компания, Эмитент, СОПФ) предоставило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в предоставленных материалах.

Компанией предоставлены документы, в которых регламентируется проводимая работа в рамках «социального» финансирования.       

Параметры выпусков:

Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-01-00598-R-001P от 03.06.2021
ISIN RU000A103RD6
Объем эмиссии 10 млрд руб.
Дата начала размещения 23.09.2021
Дата погашения 15.11.2024
Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-03-00598-R-001P от 02.12.2021
ISIN RU000A105B03
Объем эмиссии 15 млрд руб.
Дата начала размещения 18.10.2022
Дата погашения 15.11.2025
Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-04-00598-R-001P от 01.12.2022
ISIN RU000A105LY0
Объем эмиссии 10 млрд руб.
Дата начала размещения 21.12.2022
Дата погашения 15.11.2026
Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-05-00598-R-001P от 27.04.2023
ISIN RU000A1068T7
Объем эмиссии 15 млрд руб.
Дата начала размещения 26.05.2023
Дата погашения 15.05.2026
Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-06-00598-R-001P от 26.06.2023
ISIN RU000A106P97
Объем эмиссии 30 млрд руб.
Дата начала размещения 31.08.2023
Дата погашения 26.08.2027

Обоснование мнения

Использование средств. СОПФ было создано для реализации механизма «инфраструктурные облигации», утвержденного принятыми Правительством РФ правилами финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования1 (далее – Программа). Основная деятельность Компании – выпуск облигаций, средства от размещения которых направляются на финансирование строительства (проектирования, реконструкции) объектов социальной, инженерной, дорожно-транспортной и IT-инфраструктуры, а также наёмных домов (далее – Проекты) через выдачу займов застройщикам, концессионерам и частным партнерам, дочерним обществам субъектов РФ, в т.ч. с последующей выдачей займов региональным застройщикам. Ключевые цели финансируемых Проектов – обеспечение жилищного строительства, достижение инфраструктурной обеспеченности территории и развитие городской среды.

Виды Проектов, которые могут финансироваться в рамках Программы:

  1. объекты социальной инфраструктуры (включая объекты образования, здравоохранения, культуры и спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма);
  2. сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения, газо-, тепло- и электроснабжения);
  3. объекты транспортной инфраструктуры;
  4. общественные пространства (включая городские парковки);
  5. общегородские объекты жилищно-коммунального хозяйства;
  6. объекты благоустройства территорий, в т.ч. для их освещения;
  7. объекты электроэнергетики;
  8. гидротехнические сооружения (сооружения, предназначенные для защиты от наводнения, разрушения берегов и дна водохранилищ, рек);
  9. объекты информационных технологий.

Эмитент подтвердил целевое использование привлеченных средств от размещения Облигаций за 2021–2023 гг. и 6 месяцев 2024 года. За период 01.07.2023–30.06.2024 произошли следующие ключевые изменения:

Проект Объем займа Срок и стадия реализации
Отобраны следующие проекты:
Строительство транспортной инфраструктуры и закупка подвижного состава в г. Чебоксары, Чувашская Республика 3,0 млрд руб. 2023–2038 гг., строительство
Строительство ледовой арены в перспективной зоне жилой застройки в г. Пермь, Пермский край 0,9 млрд руб. 2023–2032 гг., строительство
Строительство автомобильной дороги от А-295 Йошкар-Ола - Зеленодольск (автомобильная дорога М-7 «Волга»), Республика Татарстан 4,3 млрд руб. 2023–2043 гг., строительство
Реконструкция Горьковского шоссе в г. Казань, Республика Татарстан 12,7 млрд руб. 2024–2044 гг., строительство
Строительство инженерной и дорожной инфраструктуры в рамках ЖК в г. Домодедово, Московская область 8,3 млрд руб. 2024–2037 гг., проектирование
Строительство инженерной инфраструктуры (котельная) для обеспечения развития района Академический г. Екатеринбурга, Свердловская область 1,8 млрд руб. 2024–2034 гг., проектирование
Строительство образовательного центра «Техношкола ФЕНИКС» Строительство СОШ на 726 учащихся в ЖК Печерский парк ПС Печеры Смоленского района Смоленской области 1,5 млрд руб. 2024–2039 гг., проектирование
Увеличено финансирование следующих проектов:
Строительство школы на ул. Н. Сотникова в г. Новосибирске, Новосибирская область 0,7 млрд руб. 2022–2035 гг., строительство
Строительство школы на ул. Пролетарская в г. Новосибирске, Новосибирская область 0,6 млрд руб. 2022–2035 гг., строительство
Строительство школы на ул. В. Шевелева в г. Новосибирске, Новосибирская область 0,7 млрд руб. 2022–2035 гг., строительство
Строительство школы на ул. Спортивная в г. Новосибирске, Новосибирская область 0,6 млрд руб. 2022–2035 гг., строительство
Строительство школы на ул. Большая в г. Новосибирске, Новосибирская область 0,6 млрд руб. 2022–2035 гг., строительство
Строительство школы на ул. Т. Снежиной в г. Новосибирске, Новосибирская область 0,7 млрд руб. 2022–2035 гг., строительство
Исключены следующие проекты:
Строительство объектов теплоснабжения в Кольчугинском районе Владимирской области 2,7 млрд руб.

За период 2021–2023 гг. и 6 месяцев 2024 года общий объем займов по одобренным Проектам составил 174,7 млрд руб., объем финансирования за счет средств, привлеченных от размещения Облигаций, – 66 млрд руб. в рамках 48 договоров займа по финансированию Проектов в 26 регионах РФ.

Ключевые цифры реализации запланированных Проектов:

  • строительство объектов социальной инфраструктуры на 15,4 тыс. мест и 600 посещений в смену;
  • повышение качества и доступности инженерных сетей протяженностью около 830 км;
  • развитие транспортной инфраструктуры со строительством дорог протяженностью более 147 км;
  • улучшение условий проживания более 753 тыс. семей;
  • обеспечение инфраструктурой 37,5 млн кв. м. вводимого жилья.

Таким образом, утвержденная Программа основана на принципах партнерства государства и бизнеса в области устойчивого развития и подразумевает создание доступной базовой инфраструктуры, новых рабочих мест, обеспечение доступа к социально значимым услугам, а также общественно-экономическое развитие и расширение социально-экономических возможностей населения. Использование средств соответствует Принципам социальных облигаций.

Процесс оценки и отбора проектов. Отбор Проектов осуществляется Правительственной комиссией по региональному развитию в РФ (далее – Правительственная комиссия) или Межведомственной комиссией по отбору проектов при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой России, Межведомственная комиссия). Минстрой России утвердил положение о Межведомственной комиссии, а также порядок принятия решений об отборе Проектов. В состав Межведомственной комиссии входят уполномоченные лица, которые принимают решение об отборе Проектов. Одним из ключевых требований для отбора Проекта является целевое финансирование строительства социальной, инженерной, дорожно-транспортной и IT-инфраструктуры, наемных домов, а также наличие экспертного заключения АО «ДОМ.РФ» о целесообразности реализации Проектов. Экспертиза проводится АО «ДОМ.РФ» в соответствии с утвержденным регламентом, в т.ч. на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта РФ или его заместителя, на территории которого планируется реализация Проектов. Проводится полная экспертиза соответствия Проектов критериям Программы: анализ правовых и финансовых рисков проектов, анализ финансовой модели и экономической эффективности. Компанией предоставлены документы о рассмотрении экспертных заключений, протоколы Межведомственной и Правительственной комиссий, решения АО «ДОМ.РФ» о согласии на предоставление СОПФ займов, что подтверждает оценку и отбор каждого из 50 Проектов в рамках «социального» финансирования. Процесс оценки и отбора Проектов отвечает Принципам социальных облигаций.

Управление средствами. Утвержденная Концепция социальных облигаций Эмитента (далее – Концепция) описывает процесс управления средствами. Финансирование Проектов привлекается через специальное юридическое лицо, СОПФ, что подразумевает обособленность учета. В соответствии с условиями Программы денежные средства, полученные от размещения Облигаций для финансирования Проектов, размещаются на залоговом счете Эмитента в рамках программы Облигаций 4-00598-R-001P от 01.04.2021 (с учетом изменений, зарегистрированных Банком России 02.08.2021 и 27.02.2023). На всех стадиях строительства ведется сопровождение одобренных Проектов, контроль целевого использования денежных средств, кредитный мониторинг и строительный контроль. По состоянию на 30.06.2024 заключено 48 договоров займа в 26 регионах РФ. В рамках исполнения обязательств по договорам и следуя порядку выдачи и учета займов, регламентированному внутренними документами, Компания направила денежные средства, привлеченные от размещения Облигаций, в объеме 66 млрд руб. Управление средствами соответствует Принципам социальных облигаций.

Отчетность. Раскрытие информации об использовании денежных средств и ходе исполнения Проектов осуществляется в соответствии с Концепцией: на корпоративном сайте СОПФ размещается в т.ч. информация о Проектах, сроках и статусе их реализации, объеме финансирования и вкладе в достижение национальных целей. В расширенном формате информация направляется ежеквартально Межведомственной и Правительственной комиссиям. Отчетность соответствует Принципам социальных облигаций.

Регуляторное раскрытие

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 07.03.2024).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам социальных облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion).

1 Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2459

Публикации по тематике


В Москве назвали лидеров рейтинга по проектам развития "Эксперты права"

Ведомости

В Москве назвали лидеров рейтинга по проектам развития "Эксперты права"
18.12.2024

Отложенный спад

Коммерсантъ

Снижение ключевой ставки возможно не раньше лета
10.12.2024

Силуанов признал проблему с поступлением налога на прибыль в регионах

РБК

Глава Минфина Антон Силуанов признал трудности с поступлением в 2024 году налога на прибыль в регионах. На сегодняшний день снижение составило 7%, наиболее сложная ситуация – в субъектах с угольной, сырьевой промышленностью
27.11.2024

Экономист Табах оценил системные риски от ослабления курса рубля

Российская газета

Резкие колебания курса рубля к иностранным валютам могут создавать угрозу финансовой стабильности, заявил "Российской газете" доцент экономического факультета МГУ, главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах.
27.11.2024

"Эксперт РА", Александр Сараев: Рейтинговые агентства стали одним из главных источников информации для инвесторов

Ключевая ставка ЦБ РФ достигла беспрецедентного уровня 21% годовых. Но несмотря на жесткую ДКП весь 2024 год на долговой рынок продолжали выходить эмитенты с первичными размещениями, стремясь успеть привлечь фондирование хотя бы по текущим ставкам. В условиях санкционных ограничений и разрешения регулятора не раскрывать часть данных рейтинговые агентства, продолжающие получать их в полном объеме, стали одним из главных источников информации о компаниях для инвесторов. Все о том, как проходит рейтинговый анализ, проверяются данные, исключаются конфликты интересов и фальсификации, оценивается вероятность дефолта, где подсказки в рейтинговых пресс-релизах, а также о ключевых тенденциях рынка рейтингования и том, чего ждать от эмитентов, привлекших средства по столь высоким ставкам, в интервью RusBonds рассказал Александр Сараев, первый заместитель генерального директора, директор по рейтинговой деятельности «Эксперт РА». Подробнее на RusBonds: https://rusbonds.ru/interviews/18806 26.11.2024