Рейтинговые действия, 01.08.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ПАО «ТрансФин-М» на уровне ruA-, изменил прогноз по рейтингу на развивающийся и снял статус «под наблюдением»

Москва, 1 августа 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ПАО «ТрансФин-М» на уровне ruA-, прогноз по рейтингу изменен со стабильного на развивающийся.

Изменение прогноза по рейтингу на развивающийся обусловлено планами компании по наращиванию бизнеса, влияние которых на ключевые финансовые метрики мы предполагаем оценить на горизонте действия рейтинга.

С рейтинга был снят статус «под наблюдением», установленный ранее в связи с негативным новостным фоном в СМИ. По мнению агентства, на данный момент репутационные риски не повлияли на способность компании привлекать заёмное финансирование. В случае роста репутационных или финансовых рисков компании на горизонте действия рейтинга нами будут предприняты соответствующие рейтинговые действия.

Рейтинг компании обусловлен сильными позициями в ключевом бизнес-сегменте, высокими достаточностью капитала и рентабельностью, адекватными качеством активов, ликвидностью и платежеспособностью, а также приемлемым уровнем корпоративного управления.

ПАО «ТрансФин-М» специализируется на операционной аренде железнодорожной техники и спецтехники. Наряду с такими дочерними предприятиями как ООО «Атлант», ООО «ТФМ-Спецтехника» и пр. компания образует Группу ТФМ. Головной офис компании находится в Москве, региональная сеть подразделений отсутствует. Клиентами ПАО «ТрансФин-М» являются в том числе ведущие российские предприятия из угольной, металлургической и прочих промышленных отраслей.

Обоснование рейтинга

Сильные рыночные позиции в ключевом бизнес-сегменте. Компания является одним из лидеров в сегменте операционной аренды на федеральном уровне: согласно оценкам агентства, в случае участия в исследовании рынка лизинга по итогам 2023 года, проведенном «Эксперт РА», компания заняла бы 2-е место по портфелю, а также 1-е место по объему нового бизнеса в сегменте операционной аренды среди лизинговых компаний РФ. Диверсификация бизнеса по видам оборудования является традиционно низкой (доля ж/д-техники составила свыше 94% на 01.04.2024), при этом для гибкого управления доходами компания предусматривает в договорах возможность пересматривать ставки по аренде с периодичностью 1-2 раза в год, что снижает зависимость её финансового состояния от конъюнктуры сегмента ж/д-перевозок.

Высокая достаточность капитала и рентабельность. За 12 месяцев, истекшие 01.04.2024, коэффициент автономии компании по МСФО, рассчитанный на консолидированной основе, увеличился с 24,7% до 34,0% вследствие снижения долговой нагрузки компании на фоне сокращения её лизингового и арендного портфеля. Рентабельность компании является стабильно высокой: ROE по чистой прибыли за период с 01.04.2023 по 01.04.2024 составила 56%. При этом мы отмечаем регулярные дивидендные выплаты со стороны компании, превысившие чистую прибыль по МСФО за указанный период, и составившие в совокупности свыше 28 млрд руб. Частично дивиденды во 2-3кв2023 были направлены акционером на погашение долга по займам, полученным от компании. На горизонте действия рейтинговой оценки предполагается поддержание коэффициента автономии на уровне 27-30%, некоторое его снижение обусловлено закрытой в июле текущего года крупной сделкой, а также планами по росту объемов бизнеса до конца 2024 года. Концентрация кредитных рисков оценивается как приемлемая, при этом рейтинговую оценку сдерживает выдача компанией крупного поручительства по кредиту, полученному материнской структурой. Погашение указанной ссуды предполагается на горизонте 7 лет за счет дивидендного потока от компании.

Адекватное качество активов. Ключевым компонентом активов группы по состоянию на 01.04.2024 являлись основные средства и активы в форме права пользования, представленные ж/д-парком и спецтехникой, переданными в аренду (около 74% нетто-активов на 01.04.2024). В ближайшие 5 лет совокупный объем выбытия вагонов составит порядка 8 тыс. ед. (около 12% от парка группы по состоянию на 01.07.2024), что рассматривается как невысокий уровень. Доля арендного портфеля с просроченными свыше 90 дней платежами является низкой (около 2% на 01.04.2024). Чистые инвестиции в лизинг по состоянию на 01.04.2024 составили менее 2% нетто-активов как следствие целенаправленной политики компании по концентрации усилий в сегменте операционной аренды. Поддержку рейтингу оказывает высокая надежность страховой защиты имущества, переданного в аренду (по состоянию на 01.04.2024 имущество было полностью застраховано в страховых компаниях, которые имеют рейтинги надежности на уровне ruАА- и выше от «Эксперт РА»). По чуть менее 5% нетто-активов приходилось на 01.04.2024 на активы, связанные с расчетами по налогам с госбюджетом, торговую дебиторскую задолженность и остатки в банках. Торговая дебиторская задолженность в значительной мере представлена проблемной задолженностью клиентов, которая адекватно зарезервирована в отчетности по МСФО. Кредитное качество ключевых банков-контрагентов рассматривается как высокое (основные контрагенты имеют рейтинги кредитоспособности на уровне ruAA- и выше по шкале «Эксперт РА»).

Адекватная оценка ликвидной позиции и платежеспособности. Соотношение EBIT и процентных расходов компании на консолидированном уровне составило 3,5 за период с 01.04.2023 по 01.04.2024, что рассматривается как адекватный уровень. Коэффициент текущей ликвидности по итогам 1кв2024 составил около 118%, что позволяет оценить сбалансированность активов и пассивов компании по срокам как адекватную. Прогнозная ликвидность компании рассматривается как приемлемая, давление на её уровень оказало снижение запаса высоколиквидных активов за 12 месяцев, а также некоторый рост плановых дивидендных выплат. Мы отмечаем высокую концентрацию ресурсной базы на средствах, привлеченных от крупнейшего кредитора. При этом диверсификация пассивной базы может вырасти по итогам 2024 года, поскольку ожидается, что запланированные крупные сделки будут профинансированы другими банками.

Приемлемая оценка корпоративного управления и риск-менеджмента учитывает, с одной стороны, высокую эффективность деятельности компании, а с другой – потенциальные репутационные риски, связанные с новостным фоном в СМИ. По мнению агентства, на данный момент репутационные риски не повлияли на способность компании привлекать заёмное финансирование (в частности, в июле текущего года был привлечен крупный транш от основного кредитора).

В феврале текущего года произошла продажа 100% акций компании-акционера ПАО «ТрансФин-М», в результате чего её владельцами стали ЗПИФ «Инвестсервис» под управлением ООО УК «АУРУМ ИНВЕСТМЕНТ» (70% акций) и ЗПИФ «Талер» под управлением ООО «ТЕТИС Кэпитал» (30% акций). Организационная структура и структура собственности компании для агентства являются прозрачными, большинство топ-менеджеров имеет значительный опыт работы в лизинговой сфере. На горизонте действия рейтинга компания предполагает сохранить фокус на сегменте операционной аренды и рассматривает возможность реализации новых крупных сделок по покупке парков вагонов, что способно укрепить конкурентные позиции и рентабельность группы.

Объем арендного портфеля компании на групповой основе составил 125,4 млрд руб. на 01.04.2024, ЧИЛ до вычета резервов (данные МСФО) – 2,2 млрд руб., объем активов, переданных в операционную аренду (данные МСФО) – 89,7 млрд руб., новый бизнес (сумма стоимости имущества по новым сделкам без НДС) за 1кв2024 – 3,3 млн руб., полученные лизинговые и арендные платежи за 1кв2024 – 9,2 млрд руб. 

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен развивающийся прогноз, что предполагает равную вероятность двух или более вариантов рейтинговых действий (сохранение, повышение или снижение кредитного рейтинга) на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ПАО «ТрансФин-М» был впервые опубликован 24.06.2009. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.06.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялись методология присвоения рейтингов кредитоспособности лизинговым компаниям (вступила в силу 07.06.2024) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «ТрансФин-М», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «ТрансФин-М» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «ТрансФин-М» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


23-й ежегодный форум «Лизинг в России», 3 декабря 2024 года

Крупнейшее в России событие для профессионалов рынка лизинга 09.12.2024

Доля автолизинга в новом бизнесе упала впервые с 2019 года

ТАСС

Доля автолизинга в новом бизнесе упала впервые с 2019 года
03.12.2024

Случайный рост

Коммерсантъ

Рынок лизинга в третьем квартале 2024 года поддержали крупные разовые сделки
03.12.2024

"Эксперт РА": объем нового бизнеса в лизинге в 2024 году снизится на 8-10%

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 дек - РИА Новости. Снижение объема нового бизнеса в лизинге по итогам текущего года ожидается на уровне 8-10% и составит 3,2-3,3 триллиона рублей, следует из данных обзора "Эксперт РА", с которым ознакомилось РИА Новости.
03.12.2024

Лизинг дорос до спада

Коммерсантъ

Розничный сегмент не смог поддержать корпоративный
04.09.2024