Рейтинговые действия, 04.04.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+

Москва, 4 апреля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан (далее – республика, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, умеренно сильным уровнем демографического развития и сбалансированности бюджета, комфортным уровнем инвестиционного климата, развитым рынком труда и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает гибкость расходной части бюджета. Давление оказывает негативная динамика численности населения.

Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из старейших нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающие производства и торговлю. Промышленность в регионе формирует более 33% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.

Обоснование рейтинга

Высокий уровень развития экономики региона обусловлен сильными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 2,3 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,2% выше уровня 2022 года. Основными драйверами роста региональной экономики по итогу 2023 года стали промышленность и строительство. Индекс промышленного производства в 2023 году составил 106,5% к 2022 году. Поддержку в росте промышленного производства оказали обрабатывающие производства (индекс обрабатывающих производств составил 108,5%) и организации по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (102,9%). Индекс объема работ по виду деятельности «Строительство» за отчетный год составил 122,1% к 2022 году. За 2023 год республика вошла в топ-10 регионов по вводу жилья. За отчетный год введено 3315,5 тыс. кв. м жилья, что на 8,5% больше значения предыдущего года. На 2024 год прогнозируется рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,6% при значении 2,5 трлн рублей.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 3,7% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 0,6 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года сложилось на высоком уровне и составило 3,1. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 11,7% и составили 39,4 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,7 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 3,7% до 40,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,8 тыс. рублей.

Умеренно сильный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона находится на высоком уровне, по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 4065,7 тыс. человек. При этом, наблюдается снижение численности населения, так за последние три года численность уменьшилась на 0,7%, что связано в основном с естественной убылью населения. Уровень безработицы в республике в 2023 году составил 2,4%, что на 1,0 п. п. ниже, чем в 2022 году. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне отчетного года.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 620,0 млрд рублей, что на 7,6% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Положительная динамика поддерживается реализацией ряда крупных инвестиционных проектов по ключевым видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, производство химических веществ и химических продуктов, сельское хозяйство и производство пищевых продуктов и др. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренно высоком уровне и составило 23,8%, при этом инвестиционная привлекательность оценивается как умеренно высокая. По итогам 2024 года республикой ожидаются инвестиции в основной капитал на уровне 650,5 млрд рублей. На территории республики действуют территории опережающего развития «Нефтекамск», «Благовещенск», «Белорецк», «Белебей», «Кумертау», ОЭЗ ППТ «Алга», индустриальные и аграрные парки, технопарки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Сбалансированность бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год вырос на 1,0% и составил 283,4 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы бюджета (далее – ННД) за 2023 год выросли на 11,1% и составили 201,4 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета региона за 2023 год составила 71,1%, что выше предыдущего года на 6,5 п. п. Структура налоговых доходов незначительно изменилась. Выросли доли налога на прибыль организаций с 38,4% до 40,5% и НДФЛ с 30,9% до 31,2%, соответственно снизились доли акцизов с 18,0% до 17,2% и налога на имущество организаций с 6,4% до 5,0%. В налоговых доходах наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+17,2%), а налог на имущество организаций продемонстрировал снижение на 12,9% в связи с зачетом переплаты на единый налоговый счет, образованной при уточнении деклараций. По итогу 2024 года регионом ожидаются поступления ННД в республиканский бюджет с ростом на 9,1% к уровню 2023 года в объеме 219,8 млрд рублей. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренном уровне, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 36,5% налоговых доходов консолидированного бюджета региона, на крупнейшего налогоплательщика более 18% налоговых доходов.

Межбюджетные трансферты за отчетный год снизились на 17,5% и составили 80,2 млрд рублей. Снижение наблюдалось по всем видам трансфертов, кроме дотаций, что обусловлено передачей части полномочий Фонду пенсионного и социального страхования РФ. На 2024 год регионом ожидается сокращение межбюджетных трансфертов на 12,0% до 70,6 млрд рублей, что связано с сокращением объема бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Расходы региона за 2023 год выросли на 1,8% по сравнению с 2022 годом и составили 300,7 млрд рублей. Доля расходов социального блока за отчетный год почти не изменилась и составила 62,5% или 188,0 млрд рублей в абсолютном выражении. Наибольший прирост в абсолютном выражении зафиксирован по расходам на образование (+8,1 млрд рублей), по расходам на общегосударственные вопросы (+ 2,1 млрд рублей). При этом существенно снизились расходы на здравоохранение (- 5,2 млрд рублей) из-за уменьшения ассигнований на мероприятия по борьбе с коронавирусной инфекцией (COVID-19) и с завершением строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Капитальные расходы за отчетный год снизились на 11,7% и составили 41,2 млрд рублей. Снижение обусловлено уменьшением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в связи с завершением основного объема работ по объектам капстроительства. Доля капрасходов в общем объеме расходов снизилась на 2,1 п. п. и сложилась на уровне 13,7%, при этом гибкость расходной части бюджета региона осталась на высоком уровне. На 2024 год капрасходы прогнозируются в объеме 40,7 млрд рублей, что ниже значения за отчетный год на 1,1% в связи с уменьшением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и с плановым завершением и введением в эксплуатацию объектов капстроительства в 2024 году.

По итогам 2023 года дефицит регионального бюджета составил 17,3 млрд рублей или 8,6% ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Законом о бюджете республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов дефицит на 2024 год утвержден в сумме 10,0 млрд рублей или 4,6% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах, ИБК и коммерческих заимствований.

Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2023 год увеличился в 1,5 раза и составил 58,8 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась на 8,0 п. п. и составила 29,2% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 19,5%). Рост долговых обязательств связан с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета (+56,5%), увеличением объёма размещаемых облигаций (+26,7%) и предоставлением госгарантий. В структуре долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты из федерального бюджета – 55,2%, на долю облигационных займов и государственных гарантий 32,3% и 12,5% соответственно. По итогу 2024 года регионом прогнозируется рост долга на 19,8% до 70,4 млрд рублей. Долговая нагрузка при этом вырастет до 32,1% (без учета ИБК и СКК 22,2%), но будет оставаться на комфортном уровне.

Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году выросли на 62,8% и составили 1,9 млрд рублей или 0,9% от ННД. В 2024 году прогнозируется рост расходов на обслуживание долга на 43,9% до 2,7 млрд рублей, что обусловлено планируемым размещением облигаций. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.10.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024